- Имена наших земляков - актёров, сценаристов, режиссеров, биографии которых связаны с Оренбургом и Оренбургским краем, прочно вошли в историю отечественного кинематографа, их талант покорил сердца миллионов зрителей, - рассказывает научный сотрудник музея, искусствовед, Наталья Корнева. - Тема кинематографа в истории Оренбуржья изучена недостаточно и мы решили выбрать наиболее приемлемую на наш взгляд форму знакомства с отдельными историческими фактами, связанными с историей кино в Оренбуржье - выставку репродукций афиш и киноплакатов, на которой решили рассказать об именах оренбуржцев, менее известных публике.
«Оренбургский Пушкин»
- Афиша самой ранней по времени создания кинокартины – «Поэт и царь» Владимира Гардина, – рассказывает Наталья. - Первый в отечественном кинематографе немой черно-белый фильм о великом поэте был снят в 1927 году. Исполнителем главной роли - роли Пушкина, а также соавтором сценария и помощником режиссера стал Евгений Червяков уроженец села Абдулино.
Фильм о последних днях жизни поэта вызвал большую критику современников. Серьёзным недостатком считалось отсутствие портретного сходства Червякова с Пушкиным. Владимир Маяковский упрекал создателей фильма в потрафлении мещанским вкусам, а кинокритики - в значительных нарушениях исторической хроники. Несмотря на столь нелестные отзывы, фильм был одной из наиболее посещаемых картин тех лет и стал взлётной площадкой для нашего земляка.
Следующие самостоятельные режиссерские работы Евгения Червякова «Девушка с далёкой реки», «Мой сын», «Золотой клюв», имевшие оглушительный эффект в среде профессиональных отечественных и зарубежных кинодеятелей того времени, считались утерянными в годы войны. Но, в 2008 году в Аргентине, в архиве музея кино в Буэнос-Айресе обнаружились пять катушек 16-миллиметровой плёнки с фильмом «Мой сын».
Известный российский киновед Пётр Багров, благодаря работам которого стало известно имя Червякова, расценивает это событие как «крупнейшее архивное открытие в истории русского кино за последние полвека», а жизнь и творчество Евгения Червякова - одной из главных легенд нашего кино.
Судьбоносные хитросплетения
Ещё одно имя, которое пока не на слуху даже у больших ценителей кино - Владимир Уральский. Он родился в Оренбурге в 1887 году. Служил в Городском театре Оренбурга, а в 1914 году поступил в театральную студию МХТ. За всю свою жизнь он сыграл в кино более 130 ролей. В основном они были эпизодическими, но очень яркими.
- Одной из таких стала роль Уральского в немом чёрно-белом фильме «Дом на Трубной» Бориса Барнета, - рассказывает Наталья Корнева. - Актёр появляется в фильме после титров «завклубом» и «нет ли у вас паричков для французской революции». Кроме того, он снимался в фильмах гениальных деятелей советского кинематографа 20-30-х годов прошлого века - Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Николая Экка и др. Примечательно то, что настоящая фамилия актера - Попов. А псевдоним Уральский актёр присвоил себе за год до выхода на оренбургскую сцену «поскольку пошёл в артисты». Об этом свидетельствует документ из частного архива.
Во время поисков информации о наших земляках музейным сотрудникам удалось проследить удивительные цепочки, связывающие оренбуржцев в кино между собой.
- Вот, к примеру, фильм «Покровские ворота». Все знают, что исполнитель одной из главных ролей Виктор Борцов родился в нашем городе, а Леонид Броневой служил в Оренбургском драматическом театре. Однако мало кому известно, что прототипом Велюрова, сыгранного Броневым, стал знаменитый песенник и куплетист Илья Набатов, выступавший в конце 20-х годов прошлого века в кинотеатрах Оренбурга.
Об этом мы узнали из воспоминаний Любови Киреевой, опубликованных в альманахе «Киноведческие записки» и живо передающих атмосферу провинциального города начала прошлого века. Любовь Александровна работала в оренбургском кинотеатре «Арс» пианистом-иллюстратором. Так сложилось, что её родственники имели и имеют отношение к кино. К примеру, внучка, Марианна Петровна Киреева, известный российский киновед, режиссёр-документалист. Она была режиссёром восстановления фильма «Дом на Трубной».
Герои за кадром
Не менее интересны имена оренбуржцев, которые не мелькали на экранах, но работали над картинами на съёмочных площадках. Одним из них был Илья Вайсфельд, занимавший должность директора картины в фильмах «Мы из Кронштадта» и «Гаврош». Он также родился в Оренбурге.
- Известный историк кино, кинокритик, теоретик кинодраматургии Илья Вайсфельд, в начале своей карьеры был не просто директором этих картин, а гениальным администратором, - делится Наталья Корнева. - Удивителен тот объём работы, который ложился на его плечи. Вот лишь некоторые задания, которые Вайсфельд должен был выполнить в процессе съемок фильма «Мы из Кронштадта»: «…насадить сосновый лес, построить шоссе протяжением около километра, провести телеграфную линию, построить три линии настоящих окопов с блиндажами, устроить фугасное поле, организовать флотилию, обеспечить вывод в море целой эскадры…». Все эти задания директором фильма были выполнены. Вы можете убедиться в этом, посмотрев фильм.
По некоторым данным именно Илья Вениаминович стал автором псевдонима Александра Панкратова, более известного нам под фамилией Панкратов-Чёрный.
Стоит отметить имена наших земляков, сыгравших в фильмах 50–60-х годов прошлого века. Роль инженера Ганина в Фильме «Военная тайна» по одноименной повести Аркадия Гайдара сыграл оренбуржец Анатолий Федоринов. В 1963 году на экраны страны вышел фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», ставший символом того времени. Роль Владимира Ермакова в этом фильме стала звёздной для нашего земляка, уроженца Орска, Алексея Локтева.
Об этих и других интересных фактах можно узнать, познакомившись с выставкой. Планшеты с репродукциями сопровождаются краткими аннотациями. В экспозиции демонстрируются фрагменты фильмов с участием наших земляков. Сувенирные открытки с цитатами из фильмов посетители могут взять себе на память. А краеведам и киноведам ещё есть над чем работать в наших архивах - кинематографическая история Оренбуржья изучена не полностью и требует открытия новых интересных страниц.