Оренбургский этап всероссийского мероприятия носит название «Фестиваль добрых дураков». Организаторы верят, что в каждом серьезном взрослом есть маленький ребенок, надо только дать ему возможность проявиться. Фестиваль как раз дал оренбуржцам такую возможность.
Уличная магия
Гуляя по парку им. Перовского можно было услышать отрывки из Зощенко прямо с верхушки дерева, послушать романсы под гитару в исполнении мима или наблюдать, как несколько актеров рвут и сжигают картонные коробки, конечно, ради искусства.
Три театральных коллектива – из Москвы, Ярославля и Оренбурга – организовали 4-х часовой уличный спектакль.
«Наш театр – самый настоящий уличный. У нас нет постоянного состава, к нам приходят и взрослые, и дети, они могут уйти через день, а могут остаться на год и больше. Самое ценное в уличном театре – свобода действий», - говорит Марина Акишина, руководитель ярославского театра «Дети улиц».
Оренбургский креатив-театр «Крылья» и московская творческая лаборатория «Эскизы в пространстве» – не уличные театры, но актеры любят работать на открытом воздухе.
«Многие спектакли мы переделываем в уличные перформансы – короткие выступления, передающие смысл, а не сюжет, – рассказывает студент МГУКИ, актер Дмитрий Максименков. – Есть некоторые вещи, которые мы хотим сделать, прям руки чешутся, но их невозможно представить в камерном театре, например, номера с огнем. И мы пробуем себя вне помещений».
Актриса московской творческой лаборатории Ирина Михейшина признается также, что различные обстоятельства при игре на улице, которые невозможно спрогнозировать, могут дать постановке совершенно новое прочтение. В этом и состоит уличная магия для театров.
Спектакли о жизни
Перформанс по мотивам спектакля «Гроб жирафа» шокировал публику. Несколько человек, одев на руки, на ноги и голову коробки с нарисованными частями тела искали гармонию единения со своим телом. Не сумев объединиться в единый организм, актеры устроили настоящую вакханалию – рвали и сжигали коробки. Артисты стремились показать мир, который потерял все прекрасное. К такому образному решению актеров подтолкнула картина Сальвадора Дали «Жираф в огне».
Уличные театры могут работать и для тысячной толпы, и для одного зрителя. Хотя и их (зрителей) отсутствие иногда может тоже оказаться «на руку».
«Мы пробовали однажды делать представление в заброшенном безлюдном парке, один актер сидел на лавочке с книгой, другой жонглировал, третий бегал, и между ними происходило взаимодействие», - вспоминает Любовь Пастухова, актриса и режиссер оренбургского театра «Крылья».
В одном из своих спектаклей, «Мечты на вокзале», Люба размышляет, почему все люди живут не так, как им хочется. Работы оренбургских «Крыльев» всегда о том, что люди делают со своей жизнью. И эта формулировка, пожалуй, применима ко всем видам искусства.
Караван идет дальше
«В каждом городе, где побывал наш караван, мы выбираем нового члена оргкомитета фестиваля уличных театров. Надеемся, что в следующем году, в Оренбург приедут уже больше коллективов. Потому что в Ярославле в этом году мы собрали 26 театров!», - рассказывает Дина Лопаева, участник ярославского театра «Дети улиц».
После Оренбурга фестиваль уличных театров отправится в Екатеринбург, Одессу, Киев, Минск. Ведутся переговоры с другими городами.
«Наличие уличных фестивалей – показатель развитости культуры и благосостояния города. Почему в Европе чистые улицы и высокий уровень уличной культуры? Мы согласны с французской поговоркой «Лучше вкладывать улицу, нежели тратить деньги на строительство тюрем». Мы будем и дальше развивать наше движение, надеемся на следующий год привезти в Оренбург артистов из других стран», - делится грандиозными планами Марина Акишина.