Жилищно-коммунальный сектор области готовится к сезону капитальных ремонтов - ТСЖ и управляющие компании потратят этим летом на приведение в порядок многоквартирных домов более пяти миллиардов рублей. Однако нынешняя кампания будет фактически последней: с нового года вопросами капитальных ремонтов и сборов платежей на них будет заниматься новая госструктура.
Всему виной 271-й федеральный закон, реализация которого начинается этим летом. Председатели ТСЖ уже бьют тревогу - закон несправедлив и фактически лишает права людей на управление собственным имуществом. Причём пострадают от него наиболее ответственные и активные члены товариществ, а так же жители новых домов. Ведь ремонт старого жилого фонда предполагается финансировать как раз за счёт новостроек.
Шесть рублей с «квадрата»
До сих пор многие оренбуржцы путают понятие «капитального ремонта» и затрат на текущее содержание дома, что вызывает целый ряд недоумений. Между тем строка в квартплатной квитанции «текущее содержание» - это те деньги, которые собираются на зарплату дворникам и слесарям, на устранение внештатных ситуаций и поддержание коммунальных систем в рабочем состоянии. Капитальный же ремонт производится тогда, когда износ коммуникаций либо конструкций дома превышает 50%: всё, что до этого, к «капитальному» - не относится.
До недавнего времени логика управляющих компаний и ТСЖ была проста и понятна: жильцы на общих собраниях принимают решение о том, какую сумму они будут платить за капремонт. Как правило, в Оренбурге она составляет 4-5 рублей с квадратного метра. Собираемые деньги накапливаются на специальном депозитном счёте в банке, и когда, через несколько лет, приходит пора, например, заменить трубы и задвижки в доме, отремонтировать крышу или подъезд - «кубышка» распаковывается.
Есть и иные примеры накоплений: в некоторых оренбургских ТСЖ, например, люди «сбрасываются» на капремонт целевым взносом, единовременно по 5-7 тысяч с квартиры и непосредственно перед началом работ. А ежемесячные суммы при этом не собираются.
Однако такая практика будет прекращена уже через несколько месяцев. Дело в том, что 271-й ФЗ обязывает абсолютно всех жителей многоквартирных домов платить взносы за капремонт в сумме от 6 до 14 рублей с квадратного метра на счёт так называемого Регионального коммунального оператора (РКО). Он же будет и распределять собранные деньги, самостоятельно принимая решения, какой дом будет ремонтироваться в этом году, исходя от степени его износа, а какой поновее - подождёт до лучших времён.
Потрать, а не то потеряешь
Более того, 271-й закон обязывает до конца года все уже накопленные ТСЖ и УК средства на капремонт перевести на счёт РКО. Таким образом, с 1 января 2014 года жильцы лишаются своих коммунальных сбережений (и, соответственно, планов по ремонтам крыш и подъездов). Решать же, делать вам крышу (на ваши деньги, заметьте!) или нет - определит РКО.
- Я просто не знаю, что теперь делать, - разводит руками Сергей КОСЕНКОВ, управляющий ТСЖ. - За три года каждый дом в нашем товариществе накопил примерное по 450 тысяч рублей на будущий капитальный ремонт. Дома у нас сравнительно новые, и понятно, что при государственном распределении средств капремонта нам не видать ещё очень долго, ведь есть такие «хрущобы», где 40 лет практически ничего не делалось. Понятно, что наши деньги направят в первую очередь туда. Есдинственный выход для меня сейчас - это провести собрание членов ТСЖ и принять решение о том, чтобы отремонтировать подъезды и площадки, провести заделку швов и профилактическую гидроизоляцию кровли. Проще говоря, надо до конца лета потратить все деньги подчистую, дабы не потерять их совсем.
Нулевой вариант
Нужно отметить, что в Оренбургской области Региональный коммунальный оператор пока ещё не создан (хотя в соседних регионах соответствующие законы уже приняты). Не утверждена пока и ставка тарифа на капремонт - областные власти, в принципе, могут установить и сумму менее рекомендованного федеральным центром минимума в 6 рублей с квадратного метра жилья. Тем не менее «прорехи» в законе очевидны: он невыгоден тем гражданам, кто добросовестно, долгие годы вкладывал деньги в свои дома, проводил ремонты и следил за состоянием их инженерной инфраструктуры. Понятно, что такие ухоженные здания будут задвинуты в конец очереди на «капиталку». А в первую очередь средства направятся на восстановление ветхого фонда. В том числе и такого, чьи жители умышленно голосовали против дополнительных сборов на капремонт, надеясь, что придёт «добрый дядя» и всё им отремонтирует «за спасибо». Выходит, их надежды сбылись, а рачительных собственников заставили раскошелится на чужое благополучие?
Опрос: | |
---|---|
Более того, сама структура РКО потребует денег на своё содержание: управленческий аппарат, бухгалтерия, секретариат - все они потребуют зарплату, расходы на офис, транспорт. По самым скромным прикидкам, это минимум 8-10 миллионов рублей в год - на эти деньги 20 домов отремонтировать можно! Вместо этого средства будут банально «проедены»…
Впрочем, у оренбуржцев есть единственный выход, как сберечь свои средства и не платить коммунальный «оброк», выйдя из-под действия 271-го закона. Единственная «лазейка», оставленная депутатами, разрешает собирать средства на капремонт самостоятельно, если у вас создано ТСЖ на одном доме, и есть решение собрания собственников с 2/3 голосов «против» перечисления средств на счёт Регионального коммуноператора. В этом случае разрешается открыть особый депозит в банке и хранить средства там.
Правда, на проведение такого собрания отводится всего два месяца. И если жители не успеют его провести до начала августа, если не смогут собрать 2/3 голосов (учитывая, что многие собственники разъедутся в отпуска) - дом автоматически попадает под действие нового закона. Причём даже если вы через некоторое время всё-таки проведёте новое собрание и оно будет легитимным, уже собранные и перечисленные средства на счета оператора вам не вернут: игры с государством у нас, как правило, идут только в одни ворота.
Компетентно
Игорь КОРОВЯКОВСКИЙ, депутат Городского совета, координатор проекта «Управдом»:
- Считаю, что сама идея закона правильная: в результате мы сможем добиться обеспечения «прозрачности» финансовых потоков наших коммунальных организаций. Ведь не секрет, что зачастую люди просто не понимают, сколько денег собирается на капремонт, а так же куда и как они расходуются.
А вот что меня беспокоит - так это бюрократизм и всевозможные препоны, которые региональный оператор может ставить управляющим компаниям и ТСЖ в части распоряжения деньгами коммунального фонда. Нельзя допустить, чтобы люди потом ходили и «выбивали» средства на капремонты, которые они же сами и заплатили. Так же я категорически против того, чтобы Региональный фонд занимался распределением подрядов: какую организацию нанимать на выполнение ремонтных работ должны решать на местах, а не в «коридорах власти».
Точка зрения
Татьяна КНЯЗЕВА, управляющая ТСЖ «Берёзка»:
- К новому закону отношусь отрицательно: понятно же, что эффективность расходования тех денег, которые мы будем платить в этот региональный фонд, проследить потом будет невозможно.
А если говорить в целом, то данный закон - это просто попытка переселить людей из ветхого жилья за счёт среднего класса, кто в последние годы в кредит, в ипотеку смог позволить себе купить более-менее новое жильё. Теперь именно они же и заплатят за ремонт старых «хрущёвок». Причём заметьте - вся наша элита живёт в коттеджах, им никаких сборов за капремонты платить не придётся. Уж кого-кого, а себя они точно не обидели…
Кстати
Сколько будем платить за капремонт?*
2013 год - 6,5 рублей за кв. метр
2014 год - 7 руб. за кв. метр
2015 год - 8 руб. за кв. метр
2016 год - до 10 руб. за кв. метр.**
*по данным Федерального стандарта по оплате за жилые помещения и коммунальных услуг
** Ставки капремонта предполагается варьировать: старые дома будут обходится в полтора раза дороже новых