4 ноября празднуется День народного единства. Праздник новый для новой России. А что реально скрепляет нацию? Литераторы уверены, русская литература - платформа, сформировавшая некогда единое национальное сознание. Однако уже много лет ее преподаванию уделяется значительно меньшее внимание, чем предметам точных наук.
Почему не читаем?
Ирина Кургузова уже 33 года преподает русский язык и литературу в школе № 3 Гая. Она с сожалением вспоминает литературный процесс в школе во времена ее молодости: читательские клубы и кружки, спектакли. Литературное образование было активным. А, главное, уделялось равное внимание гуманитарным и точным предметам.
«То ли с введением ЕГЭ, то ли с развитием информационного общества поутихло движение. У детей исчезло желание читать. Все заглохло. Нас же стали заваливать бумагами и никому не нужными отчетами», - рассказывает Ирина Борисовна.
Учитель сетует, школьники не хотят читать. Почему? Может быть, рассуждает она, потому что смысл знания стал умещаться в результатах ЕГЭ.
«Введение единого госэкзамена не продумали. Обязательной сделали сдачу русского языка (притом, что в 11 классе на предмет уделяется один час), а литературу отодвинули в сторону. Сочинение убрали. Потом стали возвращать старые формы работы - написание сочинений, развитие речи у учащихся… Но этой речи у них нет. Чтобы формулировать мысли, нужно было читать. Идет натаскивание на ЕГЭ».
В прошлом году в России ввели итоговое сочинение по литературе для одиннадцатиклассников. Выпускнику предлагается несколько тем, на одну из которых он должен выдать пространный аргументированный текст. Это сочинение подразумевает допуск к ЕГЭ по русскому языку. Литература унижается до роли подсобного репетитора? Кроме того, ребята на протяжении шести лет привыкли, что «чтение» - предмет второсортный, необязательный, а тут их неожиданно обязали думать и знать перипетии художественных произведений.
Но школьные учителя все же находят плюсы: хотя бы так ребята возьмут в руки книгу. И радуются, что правительство повернулось лицом к их проблеме. А пока борются со школьной апатией, как могут. Например, у Ирины Кургузовой каждый вторник после занятий литературные десятиминутки. Учительница читает рассказы и обсуждает их с учениками.
-
Как часто вы читаете художественную литературу?
-
17%Хватаюсь за книгу в любую свободную минуту.
-
45%Читаю регулярно – несколько раз в неделю.
-
31%Прочитываю пару книг за год.
-
7%Не помню, когда в последний раз брал(-а) в руки книгу.
-
Точные в приоритете
Отношение общества к литературе отражается в количестве выпускников, сдающих по предмету экзамен. В прошлом году в школе №3, к примеру, не оказалось ни одного героя. Всего 292 человека из всей области сдавало литературу. Средний балл, как и в 2014, составил 60 - это выше российского результата (56). В целом по стране 38 тыс. человек участвовало в этом ЕГЭ. Из них 200 стобалльников (0,53 % от общего числа). Число не сдавших экзамен по сравнению с прошлым годом снизилось на треть. Не справились с заданиями 2325 школьников. Повышение среднего балла и снижение числа ребят, не сдавших ЕГЭ, по мнению министра образования РФ Дмитрия Ливанова, свидетельствует об эффективности введения итогового сочинения, настроившего выпускников на успешную сдачу литературы.
Однако от главы минобрнауки РФ до премьер-министра РФ Дмитрия Медведева исходят заявления о приоритете точных наук. Они утверждают, что первозначность таких предметов будет устанавливаться не за счет повышения количества часов по ним, а за счет более качественной подготовки учителей. Почему то же нельзя делать для преподавателей гуманитарных дисциплин? Учителя литературы и русского делятся, что на курсах повышения квалификации их заваливают методическими и педагогическими наработками. Они просят, чтобы к ним пригласили лекторов для живого рассказа о писателях, литературных новинках… И не получают ответ.
А по поводу приоритетности точных наук вспоминается фраза легенды филфака ОГПУ, доктора педагогических наук Нины Сысоевой: «Не будет неточных профессий - не будет и точных. Человек - существо неточное».
Из мастеров в ремесленники
В свою очередь ситуация в высшей школе филологии далеко не безоблачна. Идет сокращение штата. К примеру, на кафедре работает пять человек на трех ставках. Преподавателям некогда заботиться о содержании лекций, нужно зарабатывать деньги.
«Отношение к литературе переходит на материальный уровень. Тех преподавателей, для которых литература имела жизненный смысл, осталось совсем мало. Нас превращают в ремесленников, - делится Елена Уткина, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры литературы и методики преподавания литературы филфака ОГПУ. - Сверху идет разрушение традиций преподавания, снизу на это откликаются равнодушием. Идет целенаправленное разрушение нации и, прежде всего, литературы и истории, которые формирует личность человека. В школе задавленные бумагами и отчетами учителя не будут этим заниматься. Они трясутся за процент подготовленных к ЕГЭ, единицы готовы вести кропотливую незаметную работу».
«Насильно сужается литературно-культурное пространство. Что будет с молодежью? Что будет с будущим?» - трагически звучат риторические вопросы бывшего преподавателя ОГПУ профессора Нины Сысоевой. А у нас возникает свой: стране нужны думающие люди?