Чиновники предполагают, что данный эксперимент позволит почти вдесятеро увеличить число тех, кто летает самолётами в города Приволжского федерального окгура.
Полмиллиарда на тариф
Суть экспериментальной программы проста: государство из федерального бюджета выделяет деньги на субсидию авиабилетов пассажирам - конкретно Приволжью достанется 320 миллионов рублей и ещё столько же должны выделить бюджеты регионов. Таким образом, общая сумма составит около 650 миллионов рублей, что позволит наполовину субсидировать цену билета для конечного авиапассажира. Правда, субсидию смогут получать только те, кто летает внутри федерального округа. На билеты же других направлений - скажем, в Москву или турецкую Анталью, скидка не распространяется.
На момент подготовки номера в печать в экспериментальной программе субсидирования было задействовано 15 аэропортов: в Саратове, Пензе, Нижнем Новгороде, Кирове, Перми, Уфе, Оренбурге, Самаре, Ульяновске, Саранске, Казани, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Ижевске и Нижнекамске. Аэропорт Орск не включён в эксперимент и, таким образом, из нашего областного центра в столицу восточного Оренбуржья слетать не удастся (равно как и орчанам попутешествовать по городам Поволжья). Но, как заявил полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, список аэропортов, допущенных к эксперименту, не закрыт и будет впоследствии расширятся.
Таким образом, чиновник надеется почти вдесятеро увеличить объём воздушного пассажиропотока внутри округа. Так, если сегодня лишь 1,7% жителей ПФО летают самолётами, то благодаря субсидиям это число должно вырасти до 17-18%.
Эх, прокачу!
Если сегодня взглянуть на расписание регулярных рейсов Оренбургского аэропорта, то пассажиру становится по-настоящему грустно. Самолёты из нашего областного центра летают только в три российских города - Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Как видим, ни одного рейса в поволжские города, хотя прежде были прямые сообщения в 48 городов бывшего Советского Союза, в том числе и во все города нынешнего Поволжья.
Причина столь резкого сокращения банальна - отсутствие спроса из-за высоких цен на авиабилеты. Так, например, долететь до Екатеринбурга стоит 3815 рублей, в то время как билет в плацкартном вагоне стоит почти вчетверо дешевле - 1130 рублей (купе подороже - около 2000 рублей, в зависимости от сроков бронирования).
Нетрудно подсчитать, что примерное такие же тарифы, как до уральской столицы, будут в аэропорты Поволжья, удалённые от нашего города на 800-1200 километров, то есть в Казань, Киров, Ижевск и Йошкар-Олу.
По словам заместителя министра экономического развития области Натальи СТРУНЦОВОЙ, что Оренбург вообще в плане транспортной инфраструктуры и пассажиропотоков довольно плохо плохо связан с городами ПФО. И действительно, прямой железнодорожный поезд есть только до Самары, да и тот едет очень долго. А чтобы попасть, скажем, в Казань, потребуется или 15 часов трястись в автобусе по зимней дороге, или почти двое суток ехать поездом, с пересадкой в Самаре и многочасовым ожиданием на вокзале. Ещё хуже ситуация с поездками в Ижевск или Киров.
Туда ехать двое с лишним суток с пересадкой в Екатеринбурге: то есть пассажир, фактически, делает крюк в 1000 километров, разумеется, оплачивая его из собственного кармана. Поэтому в регионалном МЭРТ уверены: если авиация предложит тариф в 1500-2000 рублей с учётом субсидии на самолёте до Казани или Кирова - спрос будет.
Сейчас главный вопрос - согласятся ли аивакомпании работать в нашем аэропорту и будут ли они открывать в рамках программы субсидирования новые направления. На момент подготовки номера в печать ещё не было подписано ни одного конкретного договора - то есть как минимум на рождественские праздники никаких полётов в новых направлениях ПФО не будет.
Некоторые эксперты сомневаются и в дальнейшем развитии программы субсидирования, тем более что печальный опыт уже есть. Так, например, в 2009 году была попытка наполовину снизить цену на перелёты между Москвой и Владивостоком, на эти цели выделялся миллиард рублей. Но спрос оказался таким ажиотажным, что бюджетные деньги «выбрали» за считанные месяцы. И дальше билеты предлагали уже полному тарифу, что в разы снизило пассажиропоток.
Насколько эксперимент окажется удачным в нашей области - покажет время. И хочется надеятся, что хотя бы на майские праздники можно будет за разумные деньги слетать и полюбоваться на казанский Кремль, живописнейшую «стрелку» Волги и Оки в Нижнем Новгороде или отведать настоящей вятской стерлядки в Кирове.