Накануне праздника мы побеседовали о достижениях и проблемах современного образования с учителем математики кувандыкской СОШ №2 Фирдаус ЧЕБОТАРЁВОЙ, имя которой занесено в энциклопедию «Одарённые дети - будущее России»*.
Читать как математик
- АиФ Оренбрг: Фирдаус Мэлсовна, что Вас значит включение в энциклопедию?
- Фирдаус Чеботарева: Подтверждение того, что выбрала для себя «правильную профессию». Моя учителя сильно удивились, когда я поступила в Орский педагогический институт. Они думали, что я свяжу свою жизнь с наукой. И уж точно не с математикой: я всегда была в числе лучших по литературе. Но они не знали, что я быстро схватывала материал с арифметической точки и умению читать по диагонали. Педагогов у нас в семье не было, но мама и бабушка любили и умели работать с детьми. Бабушка к тому же владела греческим и арабским языками. В детстве я не понимала, зачем их учить, а теперь жалею.
- АиФ Оренбург: Не разу не пожалели, что выбрали такую неприбыльную профессию?
- Ф.Ч.: Не то, чтобы жалела, но по молодости лет несколько раз пыталась уйти из школы. Мне предлагали престижные работы, но в последний момент я передумывала. Когда видишь результаты своей работы, счастливые лица учеников, довольных своими знаниями и отметками, писать заявление об уходе не хочется.
- АиФ Оренбург: Наверное, дети больше довольны отметками, нежели знаниями…
- Ф.Ч.: Я бы так не сказала. Они стали более ответственно подходить к учёбе, понимая, что, например от результатов ЕГЭ, зависит их поступление в вуз, дальнейшая судьба.
- АиФ Оренбург: Отношение к ЕГЭ неоднозначное. По-вашему, от него больше пользы или проблем?
- Ф.Ч.: Что касается математики, на выходе из школы благодаря единому госэкзамену дети знают больше. В 2010 году, когда я выпускала 11 класс, ребята сдали математику в среднем на 65 баллов (таких результатов по району больше в тот год не было. - Ред.). Особенно порадовала девочка, которая числилась в отстающих, но сдала ЕГЭ на 45 баллов (проходной - 25. - Ред.). Для нас это была настоящая победа. Да, подготовка к ЕГЭ многим даётся трудно, но подведение результатов более объективно, правда, с оговоркой, если организован и проведён экзамен честно. В нашей школе к этому процессу относятся очень строго. Есть, конечно, и минус в новой оценке знаний - пришлось отработку умений вести за счёт сокращения творческих заданий. Математическая смекалка нужна для выполнения второй части экзамена, первая приносит больше баллов.
Плюсы и минусы прогресса
- АиФ Оренбург: Приходится слышать много нареканий педагогов по поводу учебников…
- Ф.Ч.: Те, по которым мы преподаём, у меня вопросов не вызывают: подбор заданий хороший, учитывает особенности сдачи ГИА И ЕГЭ, ошибок нет. Но учителя начальных классов жаловались: приходится давать дополнительный материал, чтобы дети понимали, что от них требуется.
- АиФ Оренбург: Зачастую летят «камни в огород» компьютерных технологий и Интернета…
- Ф.Ч.: Как любое явление, компьютеризация имеет «две стороны медали»: чрезмерное увлечение опасно, но в умеренных дозах полезно. Например, говорят: скачанные из Интернета решебники отучают детей самостоятельно думать. Но лентяи и раньше подставляли ответы из конца учебника, а любопытным уже готовые решения помогают провести работу над ошибками. Интернет позволяет ученикам и учителям познакомиться с методикой преподавания в других школах, других регионах. Нас, учителей, это дополнительно стимулирует «учиться, учиться и ещё раз учиться».
- АиФ Оренбург: Самообразование важно и потому, что, как нас убеждают чиновники, это отражается на оплате труда педагогов. Вы почувствовали, что жить стало легче?
- Ф.Ч.: Многие из нас живут, как на вулкане: если прибавят зарплату, не факт, что не отнимут доплаты. У нас школа большая, мы стимулирующие надбавки получаем, а коллеги из малокомплектных школ зачастую страдают, ожидая каждую реформу с замиранием сердца. Работать в небольших населённых пунктах, где почти все друг друга знают, немного ответственнее, чем в крупных городах. Хотя настоящий учитель никогда не позволит себе работать недобросовестно, без полной отдачи.
Образование будущего
- АиФ Оренбург: Взрослые сетуют, что нынешняя молодёжь стала жестче, бездушнее. Это проявление извечной проблемы «отцов и детей»?
- Ф.Ч.: Скорее всего. Мне кажется, что дети такие же, какими были десять, двадцать лет тому назад. Кто-то скажет, что до провинции перемены доходят дольше. Но мы не варимся в собственном соку, общаемся с коллегами. Возможно, изменились отношения между учителем- учеником. Теперь ребята не боятся на уроках высказывать и отстаивать своё мнение, но разве это плохо? По-моему, они, как прежде, искренни, если ты искренен с ними.
- АиФ Оренбург: Обвинения в эгоцентризме, нежелании помочь ближнему тоже надуманы? Раньше были «тимурские звёздочки», сборы макулатуры и рейды к ветеранам…
- Ф.Ч.: Раньше, в большинстве случаев такие мероприятии проводились, потому что так надо. Сейчас пионерское движение тоже есть, может, называется оно иначе, и в нём меньше обязаловки, больше желания самих ребят.
- АиФ Оренбург: Какой бы Вам хотелось видеть систему образования в будущем?
- Ф.Ч.: Они учебные заведения котируются в стране и за рубежом, и к нам за образованием едут иностранцы. И все преподаватели нацелены на успех учеников, который измеряется даже не поступлением в престижный вуз. Важно, чтобы дети вырастали хорошими людьми, чтобы жизнь у них хорошо складывалась, они находили себя в выбранной профессии, чтобы были счастливы.
- АиФ Оренбург: Что Вы можете пожелать себе и коллегам накануне профессионального праздника?
- Ф.Ч.: Здоровья, которое помогает быть энергичным, добрым по отношению к детям, семейного благополучия, которое напрямую связано с атмосферой на работе. Побольше минут озарения и «звёздочек» среди учеников.
*Энциклопедия «Одарённые дети - будущее России» - часть ежегодной общероссийской энциклопедии «Лучшие Люди России», которая продолжает традиции древнерусских летописей, «Истории государства Российского» Карамзина, серии «Жизнь замечательных людей» Горького. Специальные разделы посвящены выдающимся учителям, лучшим учебным заведениям и людям, содействующим процветанию образования.