Интернет-улыбку придумал профессор компьютерной школы американского университета Карнеги Меллон в Питтсбурге (штат Пенсильвания) Скотт Фалман в 1982 году как инструмент, с помощью которого интернет-пользователи могли бы передавать свои эмоции. Сегодня любой пользователь знает, что улыбка передается как :-), а неудовольствие можно выразить символом :-(.
Электронное письмо Скотта Фалмана было кратким и информативным: «Предлагаю, чтобы следующая пиктограмма символизировала радость: :-) Смотри конец предложения». Вот его оригинальное письмо: «19-Sep-82 11:44 Scott E Fahlman :-) From: Scott E Fahlman I propose that the following character sequence for joke markers: :-) Read it sideways. Actually, it is probably more economical to mark things that are NOT jokes, given current trends. For this, use :-(»
Три символа, идущие подряд — двоеточие, дефис и закрывающую скобку, для обозначения «улыбающегося лица» в тексте, который набирается на компьютере, сейчас используется по всему миру. В 1982 году это стало серьезным пополнением электронного лексикона. Успех этого нововведения поразил и самого создателя. «Это было потрясающе - следить за тем, как из крошечного сообщения на мониторе, которое я придумал за десять минут, возникает явление, распространившееся по всему миру», - признался однажды он.
Однако это сообщение, в котором впервые был использован «смайлик», было найдено лишь в 2002 году, в архивах доски объявлений, которые сохранились на пленке. В «цифровых археологических раскопках», которые были организованы исключительно с целью найти это сообщение и тем самым определить дату рождения смайлика, принимало участие несколько энтузиастов :-).
Профессор предложил также пиктограмму из символов :-(, которая первое время использовалась исключительно для обозначения особо важных частей в текстах сообщений. Компьютерные пользователи ныне употребляют ее, чтобы сообщить о своем плохом настроении.
Еще раньше Фалмана идею о создании особого символа, который мог отражать душевное состояние человека, высказал Владимир Набоков. В 1969 году в одном из своих интервью он упомянул о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций:
«Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку: какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку...» – сказал писатель.
В середине 90-х годов XX века эти два смайла перестали удовлетворять компьютерщиков по всему миру и появилось множество эмотиконов – так называют популярные пиктограммы специалисты в области электронных технологий. Эмотикона — графическое изображение смайлика. Смайлик, смайл (англ. smiley), реже эмотикон (англ. emoticon), эмотиконка, эмоцион идеограмма, изображающая эмоцию.
«Смайлики» хороши еще и тем, что они понятны людям, говорящим на разных языках, именно поэтому они очень быстро перекочевали и в СМС-сообщения.
Сегодня в интернете можно встретить несколько десятков видов смайликов, построенных из различных комбинаций графических символов. А компьютерная школа в Питтсбурге уже в течение пяти лет вручает в день рождения смайлика награду Smiley Award за выдающиеся нововведения, которые позволят усовершенствовать общение с помощью компьютерной техники.
Впервые в искусстве стилизованное изображение человеческого лица для выражения эмоций использовал режиссёр Ингмар Бергман в фильме «Портовый город», но это изображение выражало страдание. Позже уже счастливое лицо использовалось в рекламных кампаниях фильмов «Лили» в 1953 году и «Жижи» в 1958 году.
В 1963 году Харви Болл, американский коммерческий художник, был приглашён в рекламную компанию для создания изображения счастливого лица, которое предполагалось использовать на кнопках. Сделанное им изображение в виде тёмных овальных глаз и складок по бокам рта на ярко-жёлтом фоне стало наиболее знаковой версией.
В начале 1970-х изображение популяризировали братья Бернар и Мюррей Спейн из Филадельфии, которые воспользовались им в кампании по продаже нового товара. Они производили кнопки, кофейные кружки, футболки, наклейки на бампер и многие другие предметы, украшенные смайликом и фразой «Счастливого дня» (дизайн Дьюлы Богара). Фраза позже мутировала в «Хорошего дня». Работая с Нью-Йорким производителем кнопок NG Slater, они продали к 1972 году около 50 миллионов изображений счастливого лица.
В 1971 году французский предприниматель Франклин Лоуфрани зарегистрировал улыбающееся лицо как торговую марку в более чем 80 странах, утверждая, что это он изобрёл символ в 1968 году в Париже, однако Лоуфрани, который основал корпорацию Smiley Licensing так и не появился со своим «детищем» в США.