Жертвами уличной войны каждый год становятся около 11 тысяч особей: в среднем по 30 «хвостов» в день.
Между тем вот уже больше семи лет в нашем городе действует сообщество тех, кто призывает остановить страшный отстрел бродячих четвероногих. И сегодня гость нашего номера - один из руководителей сообщества помощи бездомным животным «Подари им жизнь» Артём ШАМАРДИН:
Артем Шамардин АиФ. Фото Антона Цепилова |
Зеркало милосердия
- «АиФ Оренбург»: Артём, что подтолкнуло вас заняться такой непростой темой, как защитой бездомных животных?
- Артем ШАМАРДИН: На самом деле «братьев наших меньших» с детства люблю. Вот и сейчас у меня дома две кошки живут и собака. Плюс беру «на передержку» ещё животных, пока хозяев им не найдём. Считаю, что и собаки, и кошки, так же как и люди, имеют право на жизнь. В конце-концов, отношение к животным характеризуют степень человечности в нашем обществе. И если будем милосерднее к зверям - будем милосерднее и друг к другу.
- «АиФ Оренбург»: Однако многие полагают, что уничтожать бродячих собак и кошек необходимо. Они и заразу разносят, и агрессивны, могут на человека напасть...
- А.Ш.: На самом деле агрессивность бродячих собак - это один из мифов, тем более если речь идёт о крупном городе. По статистике, 90% случаев нападений животных на человека - это нападение домашнего питомца на своего же хозяина. Мы просто забываем, что собака - это живое существо, со своей психологией поведения. И если воспитывать собаку неправильно, то из любой болонки может вырасти бойцовский «питбуль».
Что же касается болезней, то даже бродячее животное имеет право на лечение. Если же ситуация критическая и ветеринар уже ничем не может помочь, то конечно, зверя надо усыпить. Но сделать это лишь в крайнем случае и безболезненно!
- «АиФ Оренбрг»: Насколько я знаю, сегодня службы городского спецавтохозяйства отстреливают бродячих собак и кошек ампулами с безболезненным ядом...
- А.Ш.: Это неправда! Во-первых, ещё несколько лет назад по животным палили из обычных ружей, даже норма отчётности такая была: три патрона - два трупа. Позже закупили пневматические винтовки, которые стреляют дротиками с ядом, парализующим дыхательную систему. При попадании такого дротика животное просто задыхается в мучениях! Но и это ещё не всё: яд очень дорого стоит, поэтому его экономят. И щенков, котят, подраненных четвероногих убивают уже чуть ли не подручными средствами. Раньше, я знаю, просто впрыскивали в лёгкие нашатырный спирт, он дёшев. Но это страшная смерть! Кто сомневается - нюхните его из аптечки!
Три миллиона на убийства
- «АиФ Оренбург» : А какую альтернативу предлагаете вы? Всех бездомных псов и кошек ведь в приюты не пристроишь!
- А.Ш.: Наша инициативная группа выступает за проведение массовой стерилизации бродячих животных.
- «АиФ Оренбург»: Но это, наверное, тоже очень дорого?
- А.Ш.: А вот давайте посчитаем. Стоимость стерилизации, если она будет массовой, составит около 300 рублей за одну особь. В то же время из городского бюджета на отстрел животных спецавтохозяйству выделяется по три миллиона рублей ежегодно. Они отчитываются об уничтожении 10-11 тысяч особей, то есть «себестоимость смерти» - те же самые 275-300 рублей!
Более того, биологические исследования неоднократно доказывали, что чем больше собак и кошек будет уничтожено, тем быстрее они будут размножаться. Стерилизация решает эту проблему: животные не собираются в стаи, не проявляют агрессию, их популяция постепенно снижает численность и уже не восстанавливается такими темпами. То есть сохраняь животным жизнь ещё и экономически выгодно! А приюты должны быть временными местами для «передержки» и карантина.
- «АиФ Оренбург»: Насколько я знаю, законопроект о стерилизации бродячих животных и создании приюта поднимался даже в Законодательном собрании области?
- А.Ш.: Такой законопроект действительно разрабатывался в профильном комитете ЗС, но до публичного обсуждения так и не дошёл. Его просто сняли с повестки дня, и «забыли» поставить на другое заседание. Говорят, что глава администрации Оренбурга Евгений Арапов был сильно против этого нововведения. Три миллиона - солидный куш, и отдавать его спецавтохозяйству, видимо, выгоднее, чем общественным организациям, готовых проводить стерилизацию и заботится о бездомных кошках и собаках.
Слово прокурору
- «АиФ Оренбург»: По-вашему, ситуацию переломить можно? Может, опять выйти на депутатов?
- А.Ш.: Бесполезно. Выходили, и не раз. Результата - ноль. Хотя нас поддерживали и Владимир Киданов, и Нурлан Мунжасаров, но практически дело не сдвинулось с мёртвой точки. Поэтому теперь только одна остаётся надежда - на прокуратуру и суд. Мы написали заявление о недопустимости жестокого обращения с животными, ведь 245-ю статью УК РФ никто не отменял. По ней, кстати, можно до двух лет тюрьмы получить. Теперь ждём результата. Тем более, что прецедентная практика уже есть, в целом ряде городов страны удалось отстоять право животных на жизнь. В Москве, например, в Уфе, в Челябинске уже действуют программы стерилизации. Так почему бы и нашим властям не брать пример с соседей?