Шоферское сообщество насторожилось: много лет необходимость платить за каждый километр проезда по дороге были для нас своеобразной «капиталистической страшилкой». Что же реально принесёт области практика платных дорог и не поставит ли она «крест» на возможности свободного перемещения для оренбуржцев?
Эх, прокачусь!
Установленный факт - 60% дорог в нашей области не отвечают никаким нормам и требованиям. Из почти 30 тысяч километров оренбургских дорог чуть больше половины имеют твёрдое покрытие; остальное - грунтовки. Ремонт, конечно, проводится, но качественное, новое строительство слишком дорого. И до недавнего времени налоги, собираемые с автовладельцев, вопреки здравому пониманию, к этим самым дорогам никакого отношения и вовсе не имели. Лишь с этого года в области был сформирован специализированный Дорожный фонд, пополняемый топливными акцизами. Однако даже с его помощью в среднесрочной перспективе проблему отсутствия хороших дорог не решить. Единственный выход (и это подсказывает практика развитых стран) - платные магистрали.
Что же они собой представляют? Высокое качество дорожного полотна, качественные отбойники со специальными панелями не позволяющие ослепить встречного водителя, качественная светоотражающая разметка, отсутствие пешеходных переходов и многополосность. Магистраль позволяет многократно повысить безопасность движения, несмотря на то, что скоростной режим весьма высок.
Далее - это удобство для автовладельцев. Во-первых, платный участок будет преодолен намного быстрее за счет увеличения пропускной способности и скоростного режима. Во-вторых, это инфраструктура. Платные трассы обязательно предусматривают наличие санитарных зон, зон отдыха, всевозможных кафе, заправок, сервисов и даже крупных торговых центров-дискаунтеров.
Одним словом, платная трасса имеет массу преимуществ перед обычной дорогой общего пользования, за исключением одного - собственно, стоимости проезда.
Цена вопроса
Существует несколько форм оплаты проезда по платным автодорогам. Начиная от приобретения абонемента на определенный срок и заканчивая традиционной оплатой проезда на въезде на участок. При этом стоимость проезда одного км такой дороги в зависимости от протяженности участка в перерасчете на рубли, как правило, около 2-3 рублей с легковой машины и порядка 5-10 рублей - с грузовой (в зависимости от тоннажа). Тариф часто бывает двуставочным: ночью прокатится с ветерком по магистрали стоит вдвое дешевле, чем днём. Таким образом, нетрудно подсчитать, что по новой платной магистрали из Оренбурга до Уфы (около 300 километров) можно добраться, заплатив от 600 рублей с легковушки до 3000-4000 рублей с «фуры».
Стоит ли овчинка выделки? Поедут ли оренбуржцы «с ветерком» за такие деньги?
Чиновники, утверждавшие проект трассы, уверены - поедут:
- Предполагается, что стоимость проезда по платной трассе будет сопоставима с дополнительными затратами, которые понесёт автовладелец, если выберет бесплатную дорогу-дублёр, - говорит эксперт-автоюрист Евгений Шельмин. - Здесь и более короткое расстояние (платные трассы не петляют, а обычно строятся по прямой), и экономия на топливе, поскольку постоянное движение по своей полосе без обгонов и торможений позволит сберечь 10-15% горючего.
Наконец, это экономия по времени и на штрафах ГИБДД: «долететь» до Уфы за 2,5 часа, не опасаясь гаишников с радарами за кустом - это дорогого стоит. Ведь на будущих магистралях высшего класса планируют установить ограничение скорости в 150 км/ч либо вовсе отменить его, как в Германии.
Проект, конечно, на первый взгляд выглядит весьма радужным. Но автовладельцы опасаются двух моментов.
Во-первых, не будут ли заброшены бесплатные дороги общего пользования, которые в обязательном порядке должны дублировать коммерческие трассы? И второй вопрос - тарифная политика. Где гарантия, что после того, как «Шёлковый путь» выйдет на полную мощность, цена проезда там не возрастёт в разы? И ведь выбора особого у водителя может и не быть. Не хочешь платить - езжай по узкому «ушатанному» дублёру, без всякой гарантии добраться до места, не растеряв колёса и подвеску.
Кстати
Несколько слов о том опыте «платного проезда», который уже есть в России. Он пока невелик. Одно время, в конце 90-х, деньги за проезд взимали по новому тогда путепроводу в объезд Саратова. В 2000 году плату отменили.
В Воронежской области с 1998 года плату брали за проезд по мосту через Дон (2,7 км). Альтернативой служила паромная переправа. Но затраты на последнюю были велики, она себя не оправдывала, поэтому ее закрыли, а плату за проезд по мосту брать перестали.
С 2002 года платным стал ряд дорог в Псковской области. Есть платные трассы в Алтайском крае. Но в целом практика «монетизации дорог» в России пока не получила развития. Посмотрим, чем закончится нынешняя активизация на этом направлении.