Жители областного центра всё чаще стали сталкиваться с новой схемой обмана. Под видом безобидной проверки счётчиков на горячую воду есть риск "повесить" на себя мошеннические кредиты и займы в микрофинансовых организациях.
"Заявку составляем?"
Сама схема работает довольно просто. На телефон жертвы поступает звонок, где уверенный голос объясняет: компания "Энергосбыт" проводит проверку счётчиков на горячую воду. Якобы процедура эта плановая, и вам нужно будет присутствовать дома, чтобы просто открыть дверь слесарю и провести его к приборам учёта.
Для усыпления бдительности жертвы лже-"оператор" довольно долго выспрашивает, когда вам было бы удобно, чтобы пришёл слесарь, интересуется, давно ли у вас установлен счётчик и вежливо напоминает, что старые приборы на горячую воду раз в четыре года нуждаются в поверке. Мол, если ваш счётчик старше, то слесарь сразу же может заполнить у вас и заявку на его поверку либо замену.
Наконец, "оператор" сообщает жертве, что, допустим, в ближайшую пятницу, во второй половине дня придёт проверяющий. Называет имя слесаря - допустим, Сидров Иван Петрович, и номер его телефона для проверки.
После чего ещё раз перечитывает все данные и говорит: заявка на вас составлена, всё верно? Если да, то сейчас придёт СМС с кодом, вы мне его сообщите для того, чтобы внести всё в систему.
Как нетрудно догадаться, код из СМС и есть та самая информация, за которой охотятся мошенники. Если его назвать, то ваш номер телефона будет привязан к известному сервису выдачи микрозаймов либо будет получен доступ к личному кабинету на Госуслугах. И в первом, и во втором случае на жертву тогда удастся "повесить" кредиты, а заёмные деньги "улетят" мошенникам.
Как не попастся на уловку?
Совет, который всем наверняка набил оскомину - никогда и никому не назвать НИКАКИХ кодов и паролей, что приходят вам на телефон. Обман нередко удаётся потому, что человек торопиться, стоит на кассе, куда-то бежит, и не разобравшись, сдуру называет заветные цифры. Вроде же от энергосбыта, всё натурально и понятно, счётчики регулярно проверяют...
На самом деле в смске указано, от какого сервиса она пришла, обязательно её нужно прочитать полностью. И понять, что это банальный обман.
Второй важный момент: мошенники всё чаще звонят не через обычные голосовые номера, а через мессенджеры: telegram и им подобные. Голосовую связь сейчас всё сильнее "зажимают" государственные органы, чтобы не допускать подмены номеров и не создавать мошеннические пулы. А вот в мессенджерах гораздо проще подменить номер и обмануть. Так что любой звонок через них должен вас серьёзно насторожить.
Если вы не общаетесь через мессенджеры голосом с родными и близкими, то самое разумное и вовсе запретить осуществлять звонки через них - такая опция есть в настройках программы. Как говориться, от греха...
Наконец, мошенника можно распознать по классчисекой "скриптовой" схеме разговора: задавая нестандартные вопросы. Например, у того же лже-"оператора энергосбыта" уточнить, какой организацией обслуживается дом. Такой информацией, обычно, жулики не обладают и начнут "плыть", сочиняя небылицы.
Впрочем, повторимся, самый лучший способ избежать попадания в неприятности - никому и никогда по телефону не называть никаких кодов и паролей.
Кстати, в 2024 году мошенники украли у россиян с банковских счетов рекордные 27,5 млрд рублей, что выше показателя 2023 года на 74,4%.
Так что сохраняйте бдительность при любых звонках и сообщениях с незнакомых номеров!
Кстати
В Оренбургском филиале «ЭнергосбыТ Плюс» подчёркивают — мошенники используют одинаковую схему и для физических, и для юридических лиц. Злоумышленники звонят с предложениями заменить счётчик. При этом просят сообщить присланный код или личные данные.
Энергетики призывают клиентов быть бдительными и запомнить:
∙ сотрудники компании никогда не запрашивают персональную информацию, коды и пароли,
∙ не диктуют реквизиты для оплаты,
∙ не предлагают скидки за установку сторонних приложений.
Не передавайте никаких данных по телефону! Это касается в том числе СМС-кодов, которые приходят для подтверждения той или иной операции.