Примерное время чтения: 9 минут
856

Взрослые забыли, что были маленькими. Психолог - о работе телефона доверия

Иногда взрослые слишком заняты своими проблемами и оставляют детей без внимания.
Иногда взрослые слишком заняты своими проблемами и оставляют детей без внимания. / Анна Прибылова / АиФ

Почему дети доверяют свои проблемы не родителям, а незнакомому человеку на другом конце провода? Как часто юные оренбуржцы обращаются за помощью к психологам? Руководитель детского телефона доверия в Оренбурге Венера Рафикова рассказала корреспонденту «АиФ Оренбург», как психологи помогают детям разобраться в их проблемах. 

Единственный друг

Людмила Максимова, корреспондент «АиФ Оренбург»:  Венера, насколько я знаю, вы руководите телефоном доверия практически с самого его открытия. Расскажите, как начиналась работа линии?

Венера Рафикова:  Детский телефон доверия появился в Оренбурге в сентябре 2010 года при содействии Фонда поддержки детей Москва и Министерства социального развития области. На тот период у нас было всего 4 консультанта, которым приходилось работать сутками. Как сейчас помню: в помещении из мебели были только стул, стол, а на стенах - пустые стенды. Звонков тогда было немного - около 30 в день. В мое первое дежурств у меня был сложный звонок от многодетной мамы из сельской местности. Она терпела побои собственного мужа. Помню, как мне было искренне жаль эту женщину, я очень внимательно ее слушала и сопереживала ей. Мы разговаривали больше 40 минут, я понимала, что женщине стало немного легче. Конечно, в практике приходилось сталкиваться с различными человеческими переживаниями, проблемами, но тот первый звонок навсегда остался в памяти.

Сейчас ежедневно поступает около 80 звонков. Как правило, их количество возрастает осенью и весной, когда люди чаще испытывают физические и психологические недомогания, у школьников - это экзаменационная пора и период адаптации к школе.  

Звонят и взрослые, и дети

- Со своими проблемами, выходит, вам звонят не только дети?   

- К нам обращаются и родители, и учителя, бабушки, соседи тех людей, у которых в семье какие-то проблемы. Всех позвонивших объединяет одно - чувства страха, растерянности, непонимания, безысходности. Если к нам обращается человек в состоянии кризиса, глубокого переживания, мы должны оказать ему психологическую помощь вне зависимости от возраста. Но всё-таки главный наш собеседник - подросток, эмоции которого так нестабильны. Дети, пытаясь преодолеть трудные жизненные ситуации, звонят, потому что ищут помощь и поддержку взрослого человека. Очень важно, когда родителей нет рядом, иметь возможность задать вопросы человеку, который убережет от конфликтов и необдуманных импульсивных поступков, включая суицид. Для детей, у которых потерян контакт со взрослыми, телефон доверия, порой, единственный источник связи со старшими людьми.

Не оценивать, а помогать

- На что вам жалуются дети?    

- В силу нестабильности эмоций детей и маленького жизненного опыта, степень переживания ими, казалось бы, незначительных событий в их жизни, очень высока. Взрослые часто расценивают все со своей колокольни, забывая, что когда-то они тоже расстраивались, грустили и плакали. Ребенок часто не знает, что делать с гаммой переживаний, которые возникают в душе. Так важно, чтобы понимающий взрослый успокоил его, сказал, что любое переживание, любая эмоция, пусть даже отрицательная – это нормально: так наше тело и мозг подают нам необходимые сигналы. В этом, конечно же, должен помочь разобраться тот, кто старше, у кого больше опыта, кому ребенок доверяет.

Однажды нам позвонила девочка лет девяти. Она плакала, потому что поссорилась со своей лучшей подругой, вдобавок родители ругали за плохие отметки. Девочка настолько переживала, что ей казалось, будто жизнь остановилась, и в ней больше никогда не будет радости. После долгого разговора, она сказала, что ей стало легче, а через день позвонила мне еще раз и поблагодарила. Такие звонки в нашей службе встречаются часто.

Нередко, когда мы задаем вопрос нашему собеседнику: «Что ты чувствуешь?», он отвечает: «Не знаю!». В нашем обществе не привыкли придавать значение чувствам и мыслям. Отсюда, наверное, и возникает эмоциональная холодность. Подростки очень чутко реагируют на отношения вокруг, особенно внутрисемейные. К сожалению, не все родители умеют воспитывать так, чтобы не ругать детей и не оценивать, а лишь помогать им принимать решение.

«Лучше б меня не было»

- Что сегодня особенно терзает детей и их родителей?

- Проблемы, с которыми обращаются люди на детский телефон доверия, отражают все конфликты современного общества. Эти проблемы не зависят ни от образования, ни от социального статуса и материального положения. Вопрос взаимоотношений детей и родителей – самый главный и сложный. Дети переживают из-за эмоциональной холодности одного из родителей, трудностей общения с одним из членов семьи. Часто в диалоге звучат фразы «они меня не понимают», «я совсем одна», «лучше бы меня не было». Кажущаяся на первый взгляд рядовой ситуация может привести к суицидальным мыслям, отчаянию, безысходности.

Кроме того, обращаются с проблемами, возникающими в отношениях со сверстниками. Агрессия, одиночество, непонимание. Подросткам кажется, что они одни на целом свете. Добавляют проблем страхи перед экзаменами, жалобы на сложности в усвоении материала, конфликты в школьной среде.

Еще одна значимая проблема, особенно у абонентов подросткового и юношеского возраста, - это взаимоотношения с противоположным полом: первая влюбленность, отсутствие взаимности, неразделенные чувства, ссоры с любимыми.

Родители звонят, когда их начинает беспокоить поведение ребёнка. Переходный возраст осложняет взаимопонимание с подростком, он становится агрессивен и конфликтует, а сам родитель ощущает усталость и бессилие перед навалившимися проблемами.

Зеркало общества

- Телефону доверия в Оренбурге уже более 7 лет. За это время изменились ли дети и поводы для звонков?

- Есть темы, которые появляются в связи с определенными событиями в обществе.  Это так называемые стихийные темы.

А есть запросы, которые актуальны всегда: отношения с родителями, друзьями, сложности в школе.  Дети, на мой взгляд, стали более открыты, раскованны, они готовы к принятию помощи, более осведомлены в каких-то вопросах, могут выразить свое мнение.

Как и прежде актуальными вопросами остаются физическое и психологическое насилие в семье и социуме. Психологическое насилие, как показывает практика, оказывает не меньшее влияние, чем побои. Унижения, оскорбления, обесценивание интересов и достижений отрицательно влияют на психику ребенка.

Психологи, работающие на телефоне доверия, оценивают эмоциональное состояние ребенка, помогают снять напряжение, установить доверительный контакт с окружающими его взрослыми, рекомендуют, как лучше поступить в трудной ситуации. 

Смотреть на ситуацию объективно

- Тяжело ли детям довериться «невидимому» психологу?

- Принцип анонимности и конфиденциальности позволяет человеку не раскрывать своего имени, местонахождения, дает возможность прекратить диалог, когда посчитает нужным. Психолог не вправе настаивать. Только если ситуация кризисная, если звонящему грозит опасность, психолог собирает его данные, опять же с согласия. Такие принципы помогают детям начать разговор. Некоторые ребята рассказывают нам, что не делятся со своими родителями, потому что не хотят их расстраивать, что «им и так достается на работе, а тут еще я со своими проблемами…». Родитель нередко дает субъективную оценку происходящего с его чадом, он его любит и очень переживает, а иногда эмоции и чрезмерная тревога за ребенка мешают реально оценить ситуацию. Специалист Телефона доверия не встает ни на чью сторону, он занимает нейтралитет. И потому объективен.

- В каких случаях привлекаете социальные службы?  

- Консультант – человек, который больше слушает и спрашивает. Психолог не решает в один миг проблемы человека, он помогает ему искать решение. Мы не имеет право что-то советовать. 

В настоящее время детский телефон доверия является единственной на территории Оренбургской области службой помощи детям доступной с любого телефона, работающей на принципах анонимности, конфиденциальности, бесплатности для абонента.

Наша цель – способствовать укреплению семьи, профилактике семейного неблагополучия, стрессовых ситуаций детей и подростков, защите их законных прав и интересов.                                                                                                                                 

Службы телефона доверия включены в систему защиты детства: обращения детей сигнализируют как об их психологическом и социальном неблагополучии, так и о прямых нарушениях их прав. Насилие, к сожалению, стало реалиями современной жизни. Такие проблемы требуют комплексного подхода и совместного решения специалистов всех служб. Обращаются как сами дети, подвергшиеся насилию со стороны взрослых, так и посторонние люди, ставшие свидетелями пренебрежительного отношения к ребенку. Налаженный механизм межведомственного взаимодействия помогает службе  сотрудничать с органами КДН, школами. Ведь у нас одна цель – благополучие и защита ребенка.

Если вы чувствуете, что не можете справиться с проблемами, не отчаивайтесь! Позвоните в любое время дня и ночи по общероссийскому номеру детского телефона доверия 8 – 800- 2000 – 122 и помните, вы не одиноки!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах