Примерное время чтения: 11 минут
3903

Можно и без «домашки»? Зачем делать уроки еще и дома

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ в Оренбуржье 01/11/2017
К сожалению, домашние задания даются одинаковые для всех, независимо от способностей ребенка.
К сожалению, домашние задания даются одинаковые для всех, независимо от способностей ребенка. / Анна Прибылова / Коллаж АиФ

Многие родители вторят своим детям. Однако педагоги говорят о том, что изменились запросы общества, а в связи с этим и образовательные стандарты, что не могло не отразиться и на домашних уроках. Так, кто же прав - дети и родители, или школа?

Где нет доверия

Больше месяца назад опубликованная одной мамой в Фейсбуке запись набрала 38 тыс. лайков и 13,5 тыс. репостов. Женщина писала: «Да, я плохая мать! Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. Вечером мы приезжаем домой уставшие. С желанием пообщаться, поужинать и даже - грех какой - посмотреть кино или почитать книгу. Но нет, нужно делать домашнее задание. А я не помню математику за восьмой класс. Мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники, погладить по голове мужа. Вечер - это время для радости, а не для скандала!» Нельзя сказать, что эта мама не права, тем более что ее слова поддержало столько человек.

Между прочим, федеральное законодательство не предусматривает обязательные домашние задания. В школах они назначаются негласно. Однако его объем определяет СанПиН. Затраты времени на его выполнение не должны превышать во втором - третьем классах - полтора часа, в четвертом - пятом - двух часов, в шестом - восьмом - двух с половиной часов, в девятом - одиннадцатом классах они не должны занимать больше трех с половиной часов.

«Изменились образовательные стандарты. До этого учитель должен был задавать на дом не больше одной трети пройденного в школе материала. Сейчас наша задача - не дать набор знаний, а сформировать компетентности, которые позволят детям самим искать эти знания, - отметила начальник Управления образования администрации Оренбурга Нина Гордеева. - Зачастую сложности с выполнением домашних заданий возникают в семьях, где родители не доверяют своим детям. Часто они приучают их к тому, чтобы делать уроки вместе: дождались родителей с работы и сели поздно за уроки. Но ребенку нужно дать самостоятельность с первого класса, ни в коем случае нельзя выполнять домашние задания за детей».

Естественный отбор

«Основания жаловаться у детей и родителей на большой объем домашнего задания, безусловно, есть. Домашнее задание нередко становится источником проблем для участников образовательного процесса. Причин, которые заставляют школьников тратить больше положенного по норме времени на домашнее задание, множество. Это и увеличение учебной информации по предметам, нехватка времени на полноценное изложение нового материала на уроке, консервативная форма обучения (классно-урочная), огромная занятость детей после уроков и так далее, - объясняет заслуженный учитель РФ, завуч Оренбургской епархиальной православной гимназии имени св. прав. Иоанна Кронштадтского Надежда Каневская. -   Как справиться с объемом заданий на дом? Прежде всего, необходимо определить цель, которую нужно достичь, выполняя их. Учитель берет на себя и содержание, и объем, и время выполнения домашней работы. Зная индивидуальные особенности детей, он дифференцирует задание, понимая, что количество заданного не определяет качество работы. Родители могут и должны помогать ребенку учиться. Советы здесь самые тривиальные: режим дня, полноценный сон, питание, разумное распределение нагрузки (чтобы без этого: «у меня кружок по фото, а мне еще и петь охота»). Ребенку необходимо создать ощущение, что у него все получится, а если не получится, то не воспринимать это как трагедию. Видя усталость школьника, посоветоваться с учителем, как изменить это положение и помочь».

Учитель старших классов Марина Русакова* признает, что программа нынче сложная, но она обусловлена самим временем и требованием общества:

«Большинство родителей помнят и примеряют нынешнее образование к своей учебе. Но за прошедшее время объем программ очень вырос, не все педагог может дать на уроке, поэтому приходится что-то выносить на самостоятельное обучение. Сейчас школа старается готовить конкурентоспособных учеников, потому что государство ставит свои рамки и выдвигает свои требования к абитуриентам. Молодые родители и подростки (с пятого по восьмой классы) - вот основной состав недовольных. Чем старше ученик, чем ближе он к окончанию школы, и чем больше здравомыслия у родителей, тем меньше возмущений. В этом году я выпускаю 11 класс. Они уходят из школы в шесть-семь вечера, сидят там и в выходные. Для того, чтобы получить высокие баллы. А про их домашние я вообще молчу (многие студенты бы взвыли). Но им нравится. Все зависит от внутреннего мотива ученика. В вузах детей никто нянчить не будет, - говорит учительница. - Современный мир требует от человека, стремящегося к успеху, больших энергозатрат и интеллектуальных вложений. Это естественный отбор в социуме. А многие люди хотят получить все, сразу и особо не напрягаясь».

Прожить за ребенка

Среди бывших школьников - нынешних выпускников тоже разные мнения.

Студентка ЮУрГУ Татьяна Бадерная закончила школу с хорошими отметками, а за ЕГЭ по русскому языку у нее 100 баллов. При этом девочка не то, что не обращалась к репетиторами, но и не всегда успевала выполнять все домашние задания. Таня весь выпускной год работала в кафе с обеда до ночи, а в промежутках делала уроки.

«Некоторые просто не понимают объяснения учителя или не хотят понимать, поэтому вынуждены обращаться к репетиторам. А еще если желания учиться нет или предмет не интересен, то соответственно успеваемость будет страдать. Порой домашнего задания было, действительно, много, ведь ежедневно мы занимались по шесть-семь уроков. Думаю, что многие задания были лишними. Но школа научила меня учиться», - поделилась Таня.

Студент геологического факультета МГУ Кирилл Дубинин признается, «многие предметы казались «ненужными». Я забивал на все уроки, кроме математики. Теперь понимаю, что зря. Надо было брать от школы все».

«В старших классах приходится выполнять программу максимум, 24-х часов в сутках катастрофически мало, и объем работы соответственно возрастает. Каким-то чудесным образом, я все успевала. Поступив в ВУЗ, понимаю, что объем домашней работы не был высоким и каждый смог бы его выполнить. Теперь я знаю, что такое, на самом деле, большое количество домашней работы. Она нужна для закрепления пройденного материала на уроках и умении применять эти знания в дальнейшем. Домашнего задания много не бывает, человеку все по силам», - сказала студентка ОГПУ Мария Екимова.

Возможно, разное отношение к этой проблеме связано с тем, что при составлении домашних заданий, по факту, в школе не учитываются физические и психологические особенности ребенка.

«Много домашних заданий или нет, зависит от учителя и психологической подготовки ребенка. У педагогов разная организация труда, одни успевают пройти на уроке больше, другие меньше. Индивидуальны и дети. Некоторым кажется, что им задают очень много, и они сидят за уроками допоздна, при этом некоторые их одноклассники делают эти самые задания быстрее. Если родителям кажется, что домашних заданий слишком много, в школе должны объяснить, почему их именно столько, педагоги и родители должны прийти к совместному решению», - комментирует Нина Гордеева.

Возможно, разное отношение к этой проблеме связано с тем, что при составлении домашних заданий, по факту, в школе не учитываются физические и психологические особенности ребенка.

«Требования школы растут. «Ты должен» - говорят родители и учителя. В страхе, что их ребенок отстанет, родители прикладывают максимум усилий, чтобы стимулировать учебную деятельность. Многие пытаются в ребенке прожить свою жизнь. Потом эти дети обращаются к нам на Телефон доверия. Детская тревога накапливается, но «ты должен» продолжает звучать, «мы же работаем, и это твоя работа!», - рассказывает психолог Марат Белов. - Родители зачастую не понимают, что для того, чтобы нести тяжести жизни, нужны силы, и ребенок может их взять только у них. Ему так важно, когда родитель слышит его, сочувствует и подбадривает. Важно понять причины той или иной проблемы и решать ее сообща, не нагнетая страха на неокрепшую личность, уточнить в случае чего у учителя требования».

Как видим, несколько неуместно говорить об отмене «домашки». Хотя налицо реальные проблемы с ее выполнением, но и они не однозначные. На наш взгляд, системе образования необходимо найти ответы на вопросы совместно со школьниками и их родителями, как это и должно делаться в действительности, а не только на бумаге.

* Фейсбук - социальная сеть.

* Имя заменено.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Три часа на изо

Преподаватель ОГУ, мама двух школьников Наталья Анненкова:

«По моему субъективному материнскому мнению современные дети перегружены домашними заданиями. Мне кажется, каждому учителю нужно иметь хотя бы примерное представление о том, сколько времени затрачивает на них ученик. Возникает ощущение, что учителя просто забывают о том, что его предмет не единственный в расписании. 
Должна учитываться степень важности предмета в образовательном процессе. Меня очень удивляет объем заданий по дисциплинам общеразвивающим: музыке, изо, технологии. Конечно же, они позволяют всесторонне развивать личность, но подготовка домашнего задания по изо может занять до трех часов работы! Другая важная проблема - это распространенная практика задавать на дом все, что не успели сделать в классе. Проблема нерационального использования времени, дисциплинарные моменты не должны быть дополнительной нагрузкой на детей.
Современный ребенок должен быть высокоорганизованным и способным к освоению учебной программы, чтобы иметь возможность посещать дополнительные занятия. Этот темп учебы позволил нам оставить только одно дополнительное образование (четыре раза в неделю). Общение в семье происходит во время ужина и в единственный выходной день - воскресенье, львиная доля которого также приходится на подготовку к урокам. Минусом такого ритма, помимо всего прочего, является то, что у ребенка совершенно нет времени на помощь по дому».

КОМПЕТЕНТНО

«В школе было много времени»

Студент МГТУ им. Баумана Сергей Петаев:

«Можно считать жалобы родителей вполне адекватными, но на таком количестве и усваивании материала основана современная программа, чтобы ученик смог получить необходимые знания. Для подготовки к ЕГЭ уже делается непосредственный упор с 10 класса, для этого выделяется специальное время. Осуществлять какую-либо еще деятельность возможно при тщательном планировании своего времени. И если ты способен это сделать, то и при хорошей успеваемости будет время на свои дела. Поступив в вуз, могу сказать, что увеличение объемов уроков и информации постепенно готовит учащихся к получению дальнейшего образования и вообще к взрослой жизни. Как говорится, все познается в сравнении, и сейчас уже понимаешь, что в школе времени было еще много».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах