Примерное время чтения: 7 минут
890

Почему отменяют пригородные поезда и как теперь ездить?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ в Оренбуржье 06/05/2015
Фото Надежды Гусевой / АиФ

Из расписания движения были вычеркнуты восемь пригородных электричек, ещё у двух маршрутов сокращены дни работы. Серьёзно «урезано» и расписание движения поездов на западном направлении - в сторону Кинели. Там ветка не электрифицирована, поэтому между станциями пассажиров возил пригородный поезд Оренбург-Новосергиевка-Бузулук на тепловозной тяге. Его хоть и не отменили, но изрядно «проредили» расписание движения, оставив всего по одному маршруту в день. Для десятков тысяч оренбуржцев подобное нововведение обернулось настоящим транспортным коллапсом, тем более что его никто в таком масштабе и не ожидал.

Отрезанные от мира

Пенсионерка Таисия ЮЩЕНКО живёт на станции Погромная - это небольшой посёлок в четырёх километрах от одноимённого села в Тоцком районе. С прошлых выходных станция осталась без удобного железнодорожного сообщения с другими населёнными пунктами. Для пенсионеров это - настоящий удар.

- Поезд был единственным нашим «окном в мир», причём очень удобным, - жалуется Таисия Андреевна. - От нас уезжал в Бузулук в 13-00, из Бузулука к нам - в 14-30. Стоимость билета - всего 20 рублей. Своих приличных магазинов в селе нет, аптеки - тоже. Поэтому за лекарствами и продуктами ездили или в Бузулук, или в Тоцкое. Съездишь, за час обернёшься - и назад. А тут получилось, что люди в субботу поехали за продуктами на рынок, а обратно вернуться не смогли - не на чем!

При этом автобусы на станцию Погромная не ходят, а если выйти на трассу Оренбург-Бузулук, то проносящиеся междугородние маршрутные «Газельки» не останавливаются - нет мест. А если зима, метель? Если дождь? Как теперь жить??

Всего за прошлую неделю нам поступило больше трёх десятков звонков от жителей станции Погромной и других сёл на ветке Оренбург-Бузулук. На железнодорожном же вокзале, где мы уточняли ситуацию с корректировкой расписания, нам объяснили, что поезд не отменён совсем, а лишь убраны «лишние» и нерентабельные дневные его рейсы. Мол, в будние дни наполняемость состава была всего около 50 человек. В итоге вдесятеро дешевле пустить один автобус, чем гонять состав, способный перевезти сразу тысячу пассажиров.

Деньги или люди?

В целях экономии с 20 апреля полностью ликвидированы электрички Айдырля-Орск, Орск-Айдырля, Оренбург-Чебеньки, Оренбург-Сакмарская, Сакмарская-Оренбург (два поезда), Орск-Кувандык и Оренбург-Кувандык. Пригородный поезд и рельсовые автобусы по направлениям Рудный Клад-Орск и Бузулук-Тюльпан сократят дни следования с семи до пяти, Новосергиевка-Оренбург и Новосергиевка-Бузулук - с семи до одного по выходным.

После сокращения маршрутной сети в направлениях Айдырля-Орск и Орск-Айдырля останется по одной электричке вместо двух, по маршруту Орск-Кувандык будут ходить две электрички вместо трёх, а из Оренбурга в Кувандык - одна вместо двух. Электрички, курсирующие между Оренбургом и Чебеньками, ликвидируются полностью. В два раза - с четырёх до двух - сокращается количество поездов из Оренбурга в Чебеньки.

В Министерстве экономического развития, промышленности и торговли области объясняют, что сокращения вызваны дефицитом бюджета и малой наполняемостью пригородных поездов. Дело в том, что железнодорожные перевозки внутри области - услуга крайне убыточная. Чтобы железнодорожники выводили поезда на линию, им приходится платить из регионального бюджета. И если в 2011 году расходы на электрички  составили 60 миллионов рублей, то в 2013 году эта сумма превысила 322 миллионов рублей. А в 2015 году, если сохранять существующую маршрутную сеть, пришлось бы выложить больше полумиллиарда казённых средств.

Объективности ради нужно отметить, что логика в словах чиновников Минэкономразвития есть. В стране кризис, бюджет трещит по швам, и на первое место встаёт вопрос именно сокращения неэффективных затрат. Платить полмиллиарда за поезда, перевозящие по 50 пассажиров, действительно, нерентабельно. Однако удивляет другое:  почему, зная об отменах составов, лишь немногие главы сельсоветов и районов озаботились организацией автобусного движения взамен? Ведь те же жители станции Погромной слова бы не сказали, если бы в те же 13-00 вместо поезда к ним пришёл бы автобус и так же увёз всех желающих в Бузулук, а затем вернул обратно!

Авто-бумеранг

Отмена части электропоездов привела и к тому, что оставшиеся электрички люди буквально штурмуют:

- Очереди огромные! Никогда раньше таких не было! - рассказывает наша читательница Екатерина ОСИПОВА. - Чтобы доехать из Оренбурга в Чебеньки, приходится садиться только на железнодорожном вокзале. На платформе «10-й километр» в электричку уже не втиснутся. Да и купить билеты на неё можно только «по старинке», через кассу-окошечко. Никакой электронной продажи, как на поезда дальнего следования, нет и в помине!

Из Чебеньков, правда, ходит до города маршрутная «Газель», но и на неё попасть проблематично. Дело в том, что раньше именно на электричке было ездить очень удобно и дёшево (всего 60 рублей - и ты в Оренбурге!) Автотранспорт не выдерживал конкуренции и «Газели» просто в село не ездили. Теперь же вышел казус: поезд отменили, а автотранспорт - «не пригласили».

Кстати, эта проблема тянется ещё с 2000 года, когда в области было обанкрочено и ликвидировано предприятие «Оренбургавтотранс» - крупнейший государственный перевозчик по внутриобластным маршрутам. В итоге рынок заняли «частники», а они выбирали только доходные направления. В то же Погромное не поедут точно: людей мало, навара - никакого.

Лишь немногие районы сохранили собственную сеть муниципальных автобусов (например, в Новосергиевке они ходят в каждое село). Большинство же надеялись только на сеть пригородных поездов, которые «вывезут, если что».

Как видим - не вывезли. И получилось, что разрушенная 15 лет назад автобусная сеть вернулась теперь бумерангом. И если область не хочет платить сотни миллионов железной дороге - значит, нужно вкладывать в нормальное и комфортное автобусное сообщение.

ОФИЦИАЛЬНО

И. о. первого заместителя министра - начальника управления промышленности, энергетики и транспорта регионального министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Сергей ЛИПАТКИН:

- Даже с учётом снижения налогов для пригородных пассажирских компаний и субсидий из федерального бюджета для сохранения существующей маршрутной сети требовалось более 400 миллионов рублей, а в бюджете на эти цели предусмотрено 288,3 миллиона рублей. Сложившаяся ситуация неоднократно обсуждалась с перевозчиками в правительстве области, а также на совещании у губернатора области Юрия БЕРГА в декабре прошлого года, где перед пригородными компаниями были поставлены жёсткие требования снижения затрат и принятия мер по увеличению доходной части пассажирских перевозок. Но область всё-таки вынуждена была пойти на эти непопулярные меры…

КОМПЕТЕНТНО

Игорь ПРИЛЕПИН, частный автоперевозчик:

- Проблема открытия новых автобусных маршрутов в сёла в том, что ты обязан ездить пять раз в неделю вне зависимости от пассажиропотока и наполняемости салона. Хоть два человека у тебя сели - должен везти. В итоге в малые сёла ездить просто невыгодно, даже бензин не окупаешь. Поэтому, конечно, нужна господдержка. Если автоперевозки - социальная услуга, то должен быть механизм субсидий. А иначе какой смысл ездить порожняком? Ведь даже маршруты в такие крупные райцентры, как, например, Тюльган далеко не всегда дают прибыль, всё зависит от сезона, от наплыва студентов, туристов и т.д… Что уж говорить о малых населённых пунктах? 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах