1295

В свободное плавание: тарифы в автобусах больше не контролируют

Александр Фирсов / Коллаж АиФ

11 января 2016 года вступил в силу новый закон, регулирующий перевозки в городском общественном транспорте. Теперь мэрия не может ограничивать тарифы на коммерческих маршрутах. Стоит ли после этого ждать резкого повышения цены на билет в автобусах?

Маршрут «социальный»

Ещё летом прошлого года был принят федеральный закон 220-ФЗ от 13.07.2015 г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он описывает разные изменения, но главная его новация - упорядочение взаимоотношений перевозчиков пассажиров и муниципалитетов.

В частности, закон предусматривает два типа перевозок. Первый - перевозка пассажиров по маршрутам частично или полностью субсидируемых из городского бюджета, так называемые социальные маршруты. Второй тип - несубсидируемые перевозки пассажиров, коммерческие маршруты. Сейчас в Оренбурге проезд по обоим видам маршрутов составляет 17 рублей.  Но по новому закону городская администрация сможет регулировать тариф только по социальным маршрутам, а по коммерческим перевозчики смогут сами устанавливать тарифы после экономического обоснования. По сути, они уже сейчас могут серьёзно измениться.

Логичный вывод, который делают практически все горожане, - раз сдерживать никто не будет, значит стоит ожидать повышения тарифа на проезд в коммерческих автобусах, а таких, к слову, в областном центре большинство.

- Да, закон вступил в силу с 11 января 2016 года, - говорит Максим Фазуллин, начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга. - В новом законе прописано, что перевозчики могут устанавливать любой экономически обоснованный тариф, если не получают компенсацию из бюджета. На муниципальных автобусах и троллейбусах тариф в любом случае будет регулируемым. Даже если вдруг все решат возить по 30 рублей, то на муниципальных автобусах будет дешевле. И это уже само по себе не даст возможности частным перевозчикам сильно отличаться по цене. Сегодня сеть маршрутов, обслуживаемых муниципальным транспортом, позволяет добраться в любую точку города. Да, возможно кому-то придётся ехать с пересадкой, но тогда нужно приобретать проездной.

Дёшево или быстро?

Горожане не согласны с последним утверждением Максима Римовича.  Они говорят, что даже при желании поехать на муниципальном автобусе, порой его приходится ждать довольно долго. Официально только треть всех автобусов, выходящих каждый день на городские маршруты, принадлежат муниципалитету. И хотя этого вполне достаточно для того, чтобы составлять конкуренцию в ценовой политике, оренбуржцы всё чаще предпочитают им частные «пазики» и «газели».

- Когда торопишься, проще запрыгнуть в «газельку», - говорит студентка Марина Кравченко. - На троллейбусе, конечно, дешевле, но это твид транспорта уместен только в том случае. Если есть запас времени на дорогу. Поэтому в любом случае придётся выбирать - или быстро, или дёшево. Всё сразу, видимо, не получится.

По сути, новый закон запрещает муниципалитетам просто по желанию ограничивать тариф на общественный транспорт. Если, к примеру, в Оренбурге власти решат, что тариф на некоторых коммерческих маршрутах должен быть не выше определённой сумы, то они будут обязаны субсидировать перевозчикам разницу между той суммой, которые желают установить частники, и той, которая устраивает муниципалитет.

По подсчётам экспертов, ещё в 2015 году себестоимость провоза одного пассажира составляла 30 рублей. Если администрация Оренбурга, например, решит оставить тариф в 17 рублей, то она должна будет компенсировать перевозчикам по 13 рублей. Она и сейчас компенсирует, только не всем. Субсидии не достаются частникам, их получают муниципальные предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками. Таких в городе два - одно курирует электрический транспорт, второе - автобусы. Однако, несмотря на субсидии, муниципальный транспорт не спешит устанавливать тарифы ниже, чем у конкурентов-частников. Наоборот, последнее повышение цен на проезд в автобусах сначала коснулось коммерческих маршрутов, спустя пару месяцев городской Совет поспешил «подогнать» муниципальный тариф, сравняв его с тем, который ободрили для частников.

В бюджете 2016 года заложено 118 миллионов рублей на дотации по перевозке пассажиров. Однако вряд ли администрация Оренбурга и депутаты горсовета, принимая в прошлом году бюджет, подразумевали разделение этих денег между всеми перевозчиками. Поэтому надежды на то, что в Оренбурге оставят регулируемый тариф, и будут компенсировать перевозчикам часть стоимости, почти нет.

Льгота под вопросом?

Пока неясно, как скажутся принятые изменения на льготных категориях граждан, которые пользуются социальными транспортными картами. Дело в том, что поездки по этой карте также субсидируют из бюджета, на этот раз областного. Часть суммы, которую списывают при оплате проезда социальной картой, перевозчикам возмещает областного правительство.

- В 2012 году на обеспечение льготного проезда в городском и пригородном автомобильном сообщении было направлено 57,9 млн руб., в 2013 году - 101,7 млн руб., а в 2014 году уже 136,2 млн руб., - сообщили в минэкономразвития области. - Но наращивать расходы по этой статье больше некуда.

Следовательно, если сегодня за 300 рублей, которые выплачивают в качестве «дорожных», льготникам доступны только 60 поездок (за остальные нужно платить из своего кармана), то уже в ближайшее время, если перевозчики решатся на повышение тарифа, количество поездок может уменьшиться. Компенсировать те же 60 «льготных путешествий» в министерстве вряд ли будут готовы - бюджет на этот год уже свёрстан, да и дефицит в нём хоть и меньше, чем прошлом году, но всё же есть. Хорошо. Если совсем не откажутся выделять деньги на оплату части проезда. Не исключено, что увеличится и стоимость самой транспортной карты для горожан. И здесь уже могут пострадать законные права граждан на социальную поддержку государства.

Одним словом, пока неясно, как новый закон повлияет на рынок пассажирских перевозок в Оренбурге. И хотя сами частники уверяют, что не в их интересах сразу же «задирать» тарифы, горожанам всё же стоит быть готовы ко всему…

ПОЗИЦИЯ

Выжить за счёт повышения

Елена Андрющенко, председатель некоммерческого партнёрства «Пассажирский альтернативный транспорт»:

- Не понимаю, как мы сможем выживать, если в ближайшие месяцы тариф не увеличится. Мы экономим уже на всем, где только это можно было сделать. Ремонт двигателя, а делать его приходится часто, стоит 70 тысяч рублей. Даже на кузовной ремонт не хватает. Государство ввело новые правила безопасности пассажирских перевозок, и требует закупить специальное оборудование. Несколько лет назад крупные перевозчики серьёзно обновили подвижной состав, влезли в долги. И теперь работают на оплату процентов по кредитам!

Мы находимся не в равных условиях с муниципальным транспортом, который получает деньги из бюджета в виде дотаций, а тариф устанавливает такой же, как у частников. Пусть оренбуржцы не боятся, что тариф будет большим. На нашем рынке конкуренция, в том числе и с муниципальными предприятиями. Все перевозчики - адекватные люди и понимают, что горожанам и так несладко сейчас в финансовом плане. Надо искать варианты. Не обязательно делать единый тариф. Можно в часы пик устанавливать одну стоимость проезда, а вечерами и в выходные - другую.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Всех рассудит конкуренция

Александр Шмарин, руководитель компании-перевозчика, депутат Оренбургского городского Совета:

- Всё дорожает. Уже с 1 апреля поднимутся акцизы на все виды топлива. Это, естественно, скажется и ценах, в том числе и на себестоимости тарифа в общественном транспорте. Плюсуем к этому инфляцию, требования водителей автобусов повысить им зарплату. Если не идти на это, тогда можно остаться без сотрудников. Как говорил Генри Форд, хочешь привлечь к себе работников, подними зарплату.

При этом, не думаю, что перевозчики бездумно начнут менять тарифы в ближайшее время. В конце концов, в городе существует рынок перевозок, и на нём вполне ощутимая конкуренция. А значит именно законы рынка смогут уберечь оренбуржцев от резкого роста стоимости билета в автобусах. Не стоит забывать, что в областном центре даже такси довольно доступно. При желании можно найти такое, где минимальный заказ стоит 60 рублей. Если ехать всладчину на четверых, то уже получается дешевле, чем действующий тариф. Ну и никто не отменял смежные маршруты, которые, опять же по закону рынка, могут установить тарифы ниже, чем у тебя. Следовательно, и пассажиропоток сразу же перетечёт к соседу.

Смотрите также:

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах