Ежегодное «расширение»
Раньше село Жёлтое было известно в Оренбуржье и за его пределами пуховязальным промыслом. Знатоки оренбургских платков уверяют: именно здесь традиции вязания пуховой паутинки передаются из поколения в поколение. Если хочешь получить самую настоящую оренбургскую шаль, тебе прямая дорога в Жёлтое. Но сейчас это село «прославилось» другим: весной под натиском половодья там начал обрушиваться берег Сакмары (см. «Дикая река. Половодье едва не стало трагедией», «АиФ в Оренбуржье» от 14 мая 2014 года). В итоге обрыв вплотную подошёл к дороге, по которой местные жители ездили в Саракташ и поставил под угрозу проходящую совсем рядом железную дорогу.
За два дня первомайских праздников разбушевавшаяся вода смыла больше девяти метров суши, а чуть позже мутный поток «откусил» от земляного вала почти 15 метров. В итоге - 21-метровый обрыв остановился всего в 50 метрах от «железки». Проблема подняла на ноги чиновников разного уровня, прибыли даже представители федерального МЧС.
Валентина Михайловна Никитенко живёт в Жёлтом с 1975 года и уже не в первый раз наблюдает такие важные совещания. «Проблема с берегом давняя, - вспоминает она. - Он каждую весну обваливался всё больше и больше. Примерно в 1998-1999 году с обрыва упал молодой парень и сломал шею. Правда, он выпившим был, но заграждения там всё равно никакого не было». Примерно в те же годы в реке оказался комбайн. Да и сама тётя Валя, она предпочитает, чтобы к ней обращались так, сама не раз слышала, как обваливаются куски грунта.
«Я тогда ещё дояркой работала, - продолжает она. - Однажды моя корова объелась травы, да так, что встать не могла. Пришлось ночевать с ней в поле. А это как раз у берега речки было. Так я всю ночь слушала, как с обрыва что-то падало».
На вопрос о том, чем помогают комиссии, у тёти Вали один ответ: «Да ничем! Приедут, посмотрят, головой покачают, говорят, что делать что-то нужно и уезжают. А мы и без таких специалистов видим, что делать что-то надо. Сказали бы, что».
Стоит отметить, что такая же проблема была в соседнем селе Кандуровка. Но там обрыв стал подбираться слишком близко к железной дороге, и местным властям удалось остановить катастрофу. Что мешает сделать это в Жёлтом?
Чья вотчина?
Оказывается, в Жёлтое регулярно наведывается чрезвычайная комиссия. Была она в 2010 году, потом в 2013-м, а в этом заседала уже дважды. Но пока воз и ныне там.
«Проблема существует с 2006 года, - рассказывает Галина Скобелева, глава Жёлтинского сельсовета. - Именно тогда мы начали активную переписку с региональным МЧС, экологами и правительством. Всё это время мы не можем найти тех, кто должен приводить этот участок земли в порядок. Вроде бы здесь хозяйничает железная дорога, но они говорят, что обрыв ещё не подобрался к границе их владений - они отвечают только за то, что ближе 35 метров к полотну, а у нас 50. Экологи требуют с нас решения, при этом сами категорически против изменить русло реки, потому что это требует вырубки леса. А мы что? Нам что верховная власть скажет, то мы и вынуждены делать, но работы нужно начать до конца этого года, иначе беды не миновать».
В итоге из-за конфликта между ведомствами под угрозой не только автомобильная и железная дороги, но и электросети и газопровод.
Сейчас, по словам Галины Николаевны, наметились сдвиги. Руководству железной дороги предписано пока снизить нагрузку на участок возле обрыва (уменьшить вес грузов и снизить скорость составов), экологи одобрили решение об отводе берега, а сельсовет должен провести публичные слушания с жителя села по этому вопросу.
Обещанные деньги
В мае решить проблему не удалось из-за отсутствия средств. «Мы свою задачу выполнили: проект по укреплению берега реки готов, с учётом больших разрушений этого года, - заявил тогда Сергей Балыкин, и.о. первого вице-губернатора Оренбургской области. - Его экспертиза проведена, остаётся дело за малым - найти деньги». Тогда по оценкам специалистов, на проведение работ нужно было около 500 миллионов рублей. Чтобы помочь жёлтинцам найти выход из сложившейся ситуации, на прошлой неделе в Оренбуржье приехал Владимир Пучков, министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
«Проблема организации берегоукрепительных работ на участке обрушающегося берега реки Сакмара у села Жёлтое требует незамедлительного решения», - признал он. В итоге, как рассказала Галина Скобелева, министр пообещал выделить деньги из федерального бюджета.
Когда именно средства поступят в регион, пока неясно, однако если и на этот раз протянуть с укреплением обрыва, то беды точно не миновать.
Только цифры
2005 - 2010 годы обрушение составляло ежегодно до 10 метров,
2011 год - уже 20 метров,
2012 год - 8 метров,
600 м - общая протяжённость обрушения,
До 22 м - высота обрыва.