Кроме того, ребёнок должен быть любознательным, уверенным в своих силах, обладать знаниями о предметном, природном, социальном и культурном мире. А помогать ему в этом будут не только родители, но и воспитатели.
Новый федеральный образовательный стандарт дошкольного образования на прошлой неделе обсудили руководители детских садов центрального Оренбуржья, чиновники из муниципалитетов и специалисты областного минобразования. Такое зональное совещание проводится в области уже в третий раз.
В угол – незаконно!
В соответствии со стандартом, дошкольное образование впервые ввели как первую ступень общего. Кроме того, приняли немало документов, которые предъявляют серьёзные требования именно к организации образовательного процесса в детском саду. Прописали, насколько подготовленным должен придти в школу ребёнок, чтобы там успешно осваивать программу.
Анна Радаева, заведующая детским садом в селе Родничный дол (Переволоцкий район) считает, что сейчас многое меняется в дошкольном образовании, но все перемены ей нравятся: «В нашем районе всё больше и больше садов открывается, сейчас их уже 18. Чтобы ввести стандарт нужно многое поменять, но мы к этому готовы. Сейчас разрабатываем документы. В нашем саду две разновозрастные группы, всего 50 воспитанников. На очереди ещё 28 малышей в возрасте от 1 года до трёх лет».
«Раньше дошкольное образование оценивали как уход и присмотр за детьми. Сейчас же это именно образовательный процесс, он будет жестко регламентироваться и, естественно, появится ответственность за его качество. Конечно, аттестации выпускников детских садов не предусматривается. Отдельно прописали и недопустимость наказания», -
рассказывает Галина Сафонова, первый заместитель министра образования Оренбургской области. Она говорит, что один из главных показателей готовности ребёнка в школе – то, что он «наигрался». «К сожалению, именно этого фактора нам и не хватало. Раньше, в детских садах ставили парты, учили читать и писать, а игре внимание уделяли недостаточно. Стандарт ситуацию изменит – с помощью игр дети будут познавать мир», - поясняет замминистра.
Устали учиться
«В детском саду нужно самый главный упор надо делать на развитие речевых способностей и игровых. Игра – это основное, что должно превалировать в дошкольном учреждении, это главное для развития детей в этом возрасте», - уверена Евгения Максимова, заместитель директора по воспитательной работе гимназии №5 Оренбурга.
Она рассказывает, что в сравнении с прошлыми годами, сейчас ребята приходят в школу более подготовленными. «Возможно, сказывается маниакальная озадаченность родителей ранним образованием детей. Плюс к тому развивающие занятия с малышами в проводят дошкольных учреждениях. Конечно, подготовка – это здорово. Но при неправильном подходе возможна такая ситуация, что первоклассник, придя в школу, не захочет учиться: он устал от этого процесса ещё в детском саду. Именно поэтому очень важно, чтобы воспитатели были профессионалами в своём деле», - размышляет педагог.
Евгения Зигмундовна считает, что чтение и письмо для будущих первоклассников - не главное: нужно чтобы дети умели объясняться, высказывать свою точку зрения, свободно общаться между собой и с взрослыми. «Речевой барьер должен быть снят», - говорит она.
Андрей Рябов, ученик 1 класса, мечтает стать художником. Он как раз из тех, у кого общение со взрослыми проблем не вызывает. Андрей спокойно рассказывает: «Читать я научился в школе, а писать – ещё в садике, мне это больше всего нравится из уроков!»
Таких в его классе – большинство. Подготовленные «перваши» - примета времени.
Ольга Тихова, начальник отдела дошкольного образования минобразования области, рассказала, что недавно в регионе провели исследование, в котором приняли участие более 14 тысяч детей 6-7 лет. Результаты такие: у 41% - высокий уровень готовности к школе, у 35%- хороший, у 21- средний и всего у 3% -низкий.
Йогурт вместо морковки
К сожалению, в детских садах не всё так безоблачно. Прежде, чем внедрять новые стандарты, неплохо бы привести в порядок некоторые моменты в их деятельности. Чиновники строго указали участникам семинара, на что срочно нужно обратить внимание.
«Не везде сегодня безопасные условия пребывания детей: на игровых площадках могут быть гвозди, срубленные кустарники, ядовитые растения, в некоторых учреждениях нет вахтёра. Во время проверок мы обнаружили и нарушения санитарных норм: большое количество мусора, грязные туалеты»- рассказала Наталья Сапрыкина, начальник управления контроля, надзора, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
Она обратила внимание и на важный элемент информирования родителей и общественности, как сайт учреждения. Интернет – ресурс должен соответствовать федеральному закону, и своевременно обновляться. Ещё одно из требований закона - профильные специалисты. Например, сегодня не во всех садах есть логопеды и психологи. А потребности в этом реально существует
Рассказывает Светлана Мартынова, учитель-логопед дошкольного учреждения №115 Оренбурга: «К сожалению, в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Обусловлено это, скорее всего, ухудшением здоровья матери и ребенка, стилем питания. Раньше все грызли морковку, ели яблоки. Сейчас же лакомство для детей – йогурт. Ещё один немаловажный фактор – основным собеседником в семье становится телевизор и компьютер, а живое общение сводится к минимуму. В результате многим детям требуется логопедическая помощь».
Каким будут детские сады, работающие по новым законом, увидим совсем скоро: федеральный образовательный стандарт дошкольного образования будут внедрять в 2014-2015 годах.
КСТАТИ
В Оренбургской области сейчас работает 881 дошкольное учреждение, где обучаются 92 тысячи воспитанников. Охват образовательными услугами детей в возрасте от 1 до 7 лет по области составляет 69,7%, что превышает российский показатель (62%).
Специалисты разработали региональную «дорожную карту», которая поможет сделать дошкольные образовательные услуги доступнее. Сегодня Оренбуржье в десятке регионов, которые быстрее других создают новые места в детских садах. За три последних года за счёт строительства и реконструкции зданий дошкольных учреждений удалось ввести около 10 тысяч мест для дошколят.
Сейчас в области строят четыре новых детских сада, завершают капремонт на 63 объектах. В ближайшее время свои двери откроют 28 обновлённых дошкольных учреждений.
В областном правительстве рассказали, что до 25 декабря этого года планируется ввести более 7 тысяч дополнительных мест для дошкольников (в том числе в группах кратковременного пребывания и у индивидуальных предпринимателей). На эти цели из различных источников финансирования выделили около 1,5 млрд. рублей.
А это означает, что очереди в детсады для маленьких оренбуржцев в возрасте от 3 до 7 лет к концу 2013 года будут ликвидированы. В региональном минобразования останавливаться на достигнутом не будут: следующая задача – открывать новые места для ребят помладше, в том числе, в ясельных группах.