Пушкин, Даль, Аксаков, Державин, Карамзин, Крылов, Плещеев, Кессель и Дрюон... Это далеко не все писатели и поэты, чья жизнь тесно связана с историей Оренбурга и области. Однако ни в регионе, ни в самом Оренбурге нет ни одного музея, посвящённого литературному наследию края. За то, чтобы эта историческая несправедливость была наконец-то исправлена, не один десяток лет борется оренбургский пушкинист, профессор, заслуженный работник высшей школы Алла Прокофьева.
Чтить и знать литературное прошлое
Алла Георгиевна уверена, что знания о своём прошлом, в том числе и культурном, важны для каждого. Особенно сегодня, когда на государственном уровне транслируется необходимость больше внимания уделять своим корням и культурной идентичности.
«Чтобы в одном месте можно было узнать о том, какой вклад Оренбург внёс в литературное наследие страны и мира, городу остро необходим литературный музей, - считает она. – Тем более сегодня, когда на школьных уроках больше внимания уделяют подготовке к экзаменам, а не глубине изучения материала».
Литературная страница Оренбуржья – очень богата и многогранна. Не каждый регион может похвалиться таким прошлым, связанным с писателями и поэтами мирового уровня. Как подчёркивает Алла Георгиевна, Оренбург – литературный город. Здесь провели детство Иван Крылов и Гавриил Державин, на нашей земле родился Карамзин и служил Владимир Даль. Оренбургский край воспел Аксаков. И это не говоря о Пушкине и «Капитанской дочке».
«Александр Сергеевич приезжал в Оренбург для сбора материала, одно из лучших его произведений написано на основе событий, которые происходили здесь, - напоминает профессор Прокофьева. – Областной центр входит в перечень пушкинских городов, а значит у нас есть обязанность отмечать все даты, связанные с его именем. Но сегодня это негде делать, так как нет литературного музея».
И если о нескольких днях, которые Пушкин провёл в Оренбурге, рассказывают постоянные экспозиции в губернаторском краеведческом музее и музее истории города, то о том, что в здании Дворянского собрания, которое теперь является ученым корпусом института искусств им. Ростроповичей на улице Советской, читал свои лекции Аполлон Григорьев, знают единицы. А это тот самый Григорьев, кто сказал, что «Пушкин – наше всё».
Интересны другим, но не самим себе
«Каждый из нас хочет гордиться местом, в котором живёт, - уверена Алла Георгиевна. – Но как это делать, если мы мало знаем об истории города, края. У нас столько неизведанного и неизвестного, а эрудированный человек, который уважает прошлое своего края, всегда с почтением относится к литературе. Нас ведь всегда тянет туда, где много хорошего. Но почему-то именно у себя мы это хорошее и не делаем».
Как пример, она рассказывает о Екатеринбурге, где только на одной улице находится десяток литературных музеев (для организации их за опытом из мэрии ездили в Германию). И это при том, подчёркивает Алла Прокофьева, что в их литературном наследии региона из крупных писателей были только Бажов и Мамин-Сибиряк. Но это не помешало уральцам развернуть настоящее литературное исследование всего Уральского региона.

«Они активно интересуются литературной историей Оренбуржья, так как считают наш регион частью Урала, - продолжает Алла Георгиевна. – Они составляют энциклопедии, проводят конференции, приглашают гостей в свои литературные музеи. С 2005 г Уральский филиал Российской академии наук готовит энциклопедию «История литературы Урала», вышло уже три тома, в которых более 10 статей посвящено литературному Оренбуржью. Получается, что оренбургскими литературными корнями интересуются даже в других регионах, но мы сами почему-то не понимаем ценности этих знаний».
Концепция без музея
Идею создания литературного музея профессор с соратниками обсуждали ещё во времена, когда главой Оренбурга был Геннадий Донковцев. Тогда градоначальник согласился, что это хорошая идея, которую нужно воплотить в реальность. Он также поддержал предложение учёных расположить литературный музей в доме Тимашевых на Советской, с которым связаны имена многих писателей и одно время даже ошибочно считали, что в нём останавливался Пушкин во время своего визита в Оренбург.

Как рассказывает профессор Прокофьева, ещё в те времена она составила концепцию литературного музея, включающую в себя несколько залов, каждый из них был бы посвящён определённому периоду в литературной истории и определённым личностям, оставившим след в истории Оренбуржья. И здесь можно увидеть самые разнообразные фамилии писателей и поэтов, читающий удивится, сколько известных имён связано с нашим краем. Здесь Жуковский, Тарас Шевченко (музей которого, к слову, есть в Оренбурге, но, скорее, как сосланного, а не как поэта), все Толстые, Чернышевский, Короленко, Гарри Бардин, Стругацкие и Высоцкий, писатели зарубежья Дрюон, Кессель и Гусев-Оренбургский, известные казахские и татарские писатели и поэты.
«Но Донковцев умер, а в доме Тимашевых произошёл серьёзный пожар, после которого его долго не реставрировали, - говорит Алла Прокофьева. – К обсуждению вернулись, когда министерство культуры области возглавил Виктор Ренёв. Он тоже согласился, что музей нужен, но с помещениями для него, видимо, было сложно. Как промежуточный вариант в библиотеке имени Крупской появился небольшой пушкинский зал, который работает и сегодня».
Уже тогда Алла Георгиевна начала говорить о том, что важно сохранять историю и воспоминания не только о великих классиках, чьи имена связаны с Оренбургом. В современной истории в городе и регионе работало немало талантливых писателей и поэтов. И их архивы негде хранить.
«Много оренбургских писателей умерло за последние десятилетия, и нужно собирать их архивы. Ушли из жизни Юрий Орябинский, Николай Корсунов, Игорь Бехтерев, Александр Филиппов, Геннадий и Сергей Хомутовы, Пётр Краснов. Все они оставили след в истории культуры нашего края. При всём уважении сотрудники краеведческого музея заниматься изучением их творчества не станут. Да и не только их, а вообще писателей. У историков тоже другая задача. И только литературоведы могут оценить творчество писателя и его вклад в культуру края. Но нам буквально негде работать». Кроме того, литературное прошлое края надо изучать, в нем ещё много «белых» пятен. Вот в Красноярске каждый год стали проводить конференции, посвященные их губернатору И. Крафту, – а у нас в 1890-е годы он был редактором «Тургайской газеты», писал статьи и книги. Недавно выяснилось, что в 1920- е годы у нас в Бугуруслане выходил сборник имажинистов, друзей С. Есенина…- и таких примеров можно привести много.
Алла Прокофьева верит, что у Оренбурга будет свой литературный музей. Она знает, что многие руководители региона интересовались и активно помогали в сохранении и изучении литературы края. Таким был В. Перовский, который покровительствовал писателям и приближал их к себе. У него служил Владимир Даль. А В. Жуковский издал письма Перовского уже как литературное произведение. Позже были опубликованы воспоминания В. Перовского о том, как он находился в плену у французов (этот факт был использован Л.Н. Толстым для описания Пьера Безухова в плену). Кстати, в русской литературе ценятся и мемуары первого оренбургского губернатора И. Неплюева.
«Я считаю, что тот факт, что в Оренбурге нет литературного музея – это преступление перед нашей историей, - говорит Алла Георгиевна. – Без такого центра сама история Оренбурга теряет очень серьёзный пласт. И это глубокое неуважение не только к оренбуржцам, но и к нашей культуре, к «оренбургскому» тексту русской литературы, а это уже непозволительно, если мы хотим сохранить её и передать будущим поколениям».