Примерное время чтения: 12 минут
1490

С Днём рождения, Дед Мороз!

В День рождения деда Мороза мы хотели бы вспомнить, каким мы его знаем по разным произведениям - музыкальны, литературным и кинематографическим. Ведь этот образ складывается у каждого по-своему, но обязательно под влиянием сказок, многим из которых уже не один десяток и даже сотня лет.

Деда Мороза мы ждем всегда - будучи детьми караулим его в новогоднюю ночь под ёлкой или за дверью комнаты. Но стоит только на миг закрыть слипающиеся от сна глаза, и подарок уже тут как тут, а самого Деда так и не увидим. Подростками более скептически относимся к сказкам про властелина мороза, но всё равно по-детски радуемся, находя под ёлкой свёртки. Когда появляются свои дети, мы начинаем вспоминать всё то, что сами знаем про этого чудного волшебника, рассказываем им про него, а дети с нетерпением ждут Деда в гости также под ёлкой или за дверью в новогоднюю ночь. И также, как мы засыпают там, не дождавшись появления Мороза.

Под музыку оперы

Одними из первых, то обратился к образу зимнего волшебника, были композиторы. Самые яркие персонажи, пожалуй, получились у Роберта Шумана и Николая Римского-Корсакова.

Роберт Шуман (1810 - 1856) - немецкий композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Основное творческое наследие Шумана - это его сочинения для фортепиано. «Альбом для юношества» ор.68, написанный и изданный в 1848 году, и до настоящего времени служит образцом, далеко выходит за рамки просто музыки для детей. Из всех 43 пьес «Альбома для юношества» остановимся на пьесе «Дед Мороз». Про Деда Мороза слагают сказки, пишут стихи, сочиняют музыку. В некоторых регионах Европы существует даже легенда о двух разных зимних волшебниках. Один из них - Санта-Клаус был любим детьми, а роль другого - Белсникеля, заключалась в осуществлении дисциплины в окружении Деда Мороза. Белсникель был нужен для того, чтобы его боялись, он работал для принуждения детей к хорошему поведению. Добрый Дед Мороз приносит на Новый год подарки, а Белсникель показывает свою грозную, злую силу.

Именно таким, близким к образу Белсникеля, и изобразил Деда Мороза Роберт Шуман в своей пьесе «Дед Мороз». Форма произведения трехчастная. Музыка I части грозная и суровая, важная и решительная, сердитая и хмурая, похожая на тяжёлую четкую поступь Мороза. Она звучит в низком регистре, с акцентами, создается впечатление того, что Дед Мороз рассердился и начал стучать посохом. В средней части характер музыки меняется. Она изображает порывы ветра, зимнее ненастье. Как будто зимний волшебник начал дуть и сзывать метели и вьюги, так что не на шутку можно испугаться. Музыка этой части стремительная, встревоженная и беспокойная. В среднем разделе II части она становится загадочной, тёмной, сердитой и немного страшноватой. Третья часть - реприза - возвращает нас к образам I части.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - это выдающийся русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик, один из ярких представителей композиторов «Могучей кучки». Основной жанр творчества композитора - опера. Среди его 15 опер «Снегурочка» (1880) - «весенняя сказка» (такое название дал опере композитор) была самой любимой, он считал ее совершенной. Снегурочка в опере композитора и сказке Островского - это дочь Мороза и Весны, прекрасное дитя природы. Темой Деда Мороза и начинается оркестровое вступление к опере (впоследствии она станет его лейтмотивом - неоднократно повторяющейся в опере темой). Зимний волшебник показан здесь в образе сурового, унылого и властного существа, по определению самого автора, лейтмотив Мороза «суровый и сковывающий». В музыке нескольких тактов оркестрового вступления композитор показал медленные, словно спотыкающиеся шаги Мороза. Тембр низких струнных (виолончелей и контрабасов) помогает созданию ощущения зимней скованности природы. Во вступлении Дед Мороз вовсе не страшный и не злой - просто олицетворяет безмолвие, зимнее оцепенение природы.

Образ зимнего волшебника наиболее полно раскрывается в его сольном номере - Песне. Партия Мороза поручена в опере низкому мужскому голосу - басу, который звучит густо, важно и сурово. Мороз рассказывает в Песне о своем могуществе и веселых проказах. С помощью размашистых ходов в мелодии, которые интонационно родственны лейтмотиву Мороза, энергичным восклицаниям «Любо мне!», ритмически четкому оркестровому сопровождению создается несколько другой образ Деда Мороза. Здесь он приобретает удалой, сказочно-богатырский характер, становится буйно-озорным. Вместе с тем, в музыке Песни ясно выражены и черты фантастики, сказочности. Это ясно ощущается в гармонии. Здесь часто встречаются увеличенные трезвучия (иногда они проникают в мелодию – «Разольюсь я, Мороз, в девяносто полос»). Тянущиеся у смычковых инструментов диссонирующие аккорды создают картину лютой стужи, холодной снежной зимы. Когда Дед Мороз поет слова «И только столбы спираются», он представляется настоящим Зимним Волшебником, появляющемся в прекрасном волшебном лесу, переливающемся волшебными красками под лучами зимнего солнца.

С книжных страниц

В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф. Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ еще далек от знакомого нам новогоднего персонажа: календарная приуроченность сказки - не Рождество и не Новый год, а весна (Мороз Иванович живет в колодце, оттого что «жарко становится»); не он приходит к детям, а дети приходят к нему; да и подарки его - это лишь плата за службу. И все же образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой - от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. Заботясь о природе, он покрывает снегом озимые всходы; попечительствуя о людях, стучит в окошки, чтоб «не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать», проводя при этом и «нравственные идеи» о необходимости «нищеньким помогать». В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Образ Мороза мифологизируется в литературе по двум направлениям. С одной стороны, согласно поэме Некрасова (1863), где Мороз представлен злой силой, любящей «кровь вымораживать в жилах, / И мозг в голове леденить», он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека: злой мороз сердитый, царь Мороз предстает косматым стариком «с еловым скипетром» в руке, живущим в «краях Зимы» «с их ветроносными ветрами / И тишиной морозной тьмы» (К.Фофанов). Жестокий мороз, ходящий «с своею клюкой» «в царстве суровой Зимы», является угрозой всему живому: «Все от Мороза ушли, / Все, кому жизнь дорога…» (Д.Садовников).

С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств», предоставляющих детям возможность веселиться, развлекаться, закаляться и т.д. на лоне природы. На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» «в алмазы, жемчуг, серебро». Этот Мороз («белый дед в одежде серебристой») строит снежные «терема, палаты и дворцы», «дарит» детям ясный зимний день, снеговые горы, ледяную речку и т.п., «чтоб они резвились и смеялись // День-деньской от дедовских затей» (А. Коринфский). Он добрый волшебник, создающий условия для полноценного и здорового детского досуга: катания на коньках, санках, лыжах, игр в снежки и пр., как в стихотворении С. Фруга «На катке»: «Прилетел мороз трескучий, / Он на реченьку дохнул, // Струйки светло-голубые / Льдинкой бледной затянул. <…> Всю-то реченьку покрыло, / Намостило синим льдом». Превращенный в хозяина зимнего леса, он становится защитником зверья, спасая «братью меньшую» «от ружья, от силков, от капкана, / Когда снегом покроет поля…» (О. Белявская). Подобно Морозу Ивановичу Одоевского, он заботится о растениях, покрывая их снегом («Мороз снежком окутывал – смотри не замерзай») (Р. Кудашева), и испытывает сострадание к беднякам.

Через «голубой экран»

Одни из самых незабываемых образов Деда Мороза создали советские актёры и мультипликаторы. На новогодних сказках и мультиках растёт уже не первое поколение детей.

«Морозко» - советский цветной музыкальный фильм-сказка, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1964 году режиссёром Александром Роу по мотивам русской народной сказки.

Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла её работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренёк Иванушка. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун и превратил его в медведя. И Настеньке, и Иванушке пришлось пройти через много испытаний, прежде чем соединить свои судьбы. И помог им в этом добрый волшебник - дедушка Морозко.

Интересно то, что в 1965 году, фильм получил приз «Золотой лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции, а за роль Марфуши посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика. Фильм «Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра.

Стивен Спилберг уверяет, что фильм «Морозко» был предтечей многих киношедевров Голливуда.

Много лет в Чехословакии, теперь - в Чехии и Словакии, эту сказку показывают по телевидению на Новый год, она стала своего рода приметой Новогоднего праздника, примерно как в России фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

После выхода фильма в свет Александр Хвыля, сыгравший зимнего волшебника в фильме, стал главным Дедом Морозом в СССР и участвовал в этом качестве на Новогодних ёлках в Кремле.

«Дед Мороз и лето» - советский рисованный мультипликационный фильм о том, как дети познакомили Деда Мороза с летом.

Однажды Дед Мороз на Новый год узнает, что бывает лето. Узнав на новогодней ёлке у детей, что такое лето, Дед Мороз не может найти себе места - что же такое на самом деле лето? Он решает прийти к детям летом, в самую жару, чтобы увидеть лето своими глазами.

Мультфильм (при внимательном просмотре) содержит некоторое количество недетской иронии в отношении бытовых сцен. Морж-таксист лениво кивает на соседа как бы говоря: «Не работаю!» Люмпен-водитель самосвала ведет себя как и полагается настоящему пролетарию. Милиционер заявляет: «Дед Мороз летом?! Кто разрешил?!» Показан типаж любопытной дамы с собачкой, которая интересуется происходящим стоя снаружи толпы. В сцене, где Дед Мороз едет в ларе с мороженым, прицепленном к троллейбусу, на заднем плане на грузовике едут гости с юга, один из которых сидит на груде арбузов и ест арбуз.

Несмотря на всё это, мультфильм рассказывает о том, что и летом у деда Мороза есть жизнь. Неотъемлемая часть мультика - «Песня про лето», ставшая в итоге самостоятельным произведением, не привязанным к новогодней тематике.

Это только самые яркие, на наш взгляд, произведения, где представлен образ Деда Мороза. Каждый из нас может вспомнить ещё немало фильмов, книг и песен, где прославляют доброго старика.

Напоследок АиФ - Оренбург поздравляет деда Мороза с Днем рождения и напоминает ему, что мы все с нетерпением ждём с ним встречи на Новый год. И на этот раз мы очень постараемся не уснуть!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах