Примерное время чтения: 13 минут
3007

Калевала – сказки, поднимающие боевой дух нации. 50 рун о колдунах

Одним из любимых праздников не только «горячих финских парней», но и вполне русских карельских ребят, является День народного эпоса «Калевалы». Празднуется он каждый год 28 февраля. Корреспондент АиФ в Оренбурге решила изучить легендарный эпический труд финского народа и поделиться найденным с читателями в день празднования «Калевалы». Будьте осторожны, не сломайте язык на названиях!

Впервые День национального эпоса «Калевалы» отпраздновали в 1860 году. В список официальных праздников этот день включили лишь в 1978 году.

«Калевала» - эпическая поэма, состоящая из 50 рун, то есть песен. Этот памятник литературы является не только бесценным источником сведений о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел, но и настоящей гордостью Финляндии, её национальным достоянием. «Калевала» давно признанна  уникальным народным эпосом, не имеющим аналогов в мировой литературе.

Золотое runo

Отцом «Калевалы» в том виде, в каком мы ее имеем сейчас, стал финский лингвист, фольклорист и врач Элиас Лённрот, живший в 19 веке. Именно он был первым, кто додумался сюжетно связать отдельные народные эпические песни финских народов. Кроме того, Лённрот не просто  подвязал их, но и произвёл определённый отбор вариантов и «сгладил некоторые неровности», как писал сам автор в своем дневнике.

Впервые свет увидел «Калевалу» в 1835 году. Второе издание эпических песен, дополненное и расширенное, вышло в 1849 году.  Полный перевод поэмы был выполнен Л. П. Бельским и опубликован в журнале «Пантеон литературы» в 1888 году. Отдельным изданием «Калевала» вышла в 1889 году. 

Слово «калевала» знакомо многим людям, даже не увлекающимся искусством северных народов. Название, данное поэме Лённротом – наименование одной из двух эпических стран – Калевалы и Похьёлы (Финляндии). В первой живут и действуют карело-финские народные герои. Суффикс la делает из имени прародителя топоним, то есть Kalevala - есть место жительства Калева, мифологического родоначальника финских богатырей. А их было трое: Вэйнэмейнен, Ильмаринен, Лемминкэйнен. Встречается мнение, что, на самом деле, богатыри были сынами Калева.

Материал для своего произведения лингвист собирал у финских и карельских крестьян. Как оказалось, лучше всего старинные руны помнили в русской Карелии, в Архангельской (приход Вуоккиньеми) и Олонецкой губерниях (в Реполе и Химоле), а также в некоторых местах Финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера, до Ингрии. 50 песен – рун, были записаны на западе от Петербурга до Эстляндии. К слову, древним германским (готским) словом руна (runo) финны называют в настоящее время песню как таковую. Но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры (loitsu runo), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов и угро-финских народов.

Помимо 50 рун, Лённрот включил в «Калевалу» свадебные песни и обряды, заговоры-обереги и заклинания. Над созданием эпической поэмы лингвист трудился в течение 20 лет. Результат его работы был опубликован 28 февраля 1835 года. Хотя первый тираж Калевалы был совсем небольшим - всего 500 экземпляров.

Титульный лист первого издания «Калевалы» 1835 года
Титульный лист первого издания «Калевалы» 1835 года Фото: wikipedia.org

Кстати, имени автора в книгах нигде не указывалось. На авторство намекали лишь инициалы «E.L.», стоявшие в конце предисловия. Возможно, такая скромность были отражением неуверенности самого автора в совершенстве своего труда.

То каша из топора, то лодка из веретена

Мифы, лежащие в основе «Калевалы», сложились еще во II-I тысячелетиях до нашей эры.  От других знаменитых эпических поэм – «Одиссеи» и «Илиады» «Калевалу» отличает несвязанность «сцен». В ней нет основного сюжета, проходящего красной нитью сквозь все песни. Содержание эпического произведения чрезвычайно разнообразно.  Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя карелов – старого песнопевца Вяйнямёйнена.

Весь «экшн», как модно сейчас говорить, начинается после того, как встречает прекрасную деву Севера и влюбляется в нее. Возможно, некоторые увидят здесь связь с мифами о Трое, где все также началось из-за женщины.

В ответ на просьбу Вяйнямёйнена стать его женой, дева Севера просит его создать лодку из осколков её веретена. С жаром в груди и подгоняемый амурными мыслями, герой приступает к работе. Но в скором времени сильно ранит себя топором. Не в силах унять кровотечения, он идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера – Похьёлу. Кузнец выковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье — мельницу Сампо. Мотив этой песни, возможно, перекликается с мотивом мифа о мельнице Гроти, принадлежавшей конунгу Фродди из скандинавского эпоса Младшая Эдда. Об этих приключениях Вяйнямёйнена повествуют 10 рун.

Вяйнямёйнен обороняет сампо от ведьмы Лоухи. Аксели Галлен-Каллела
Вяйнямёйнен обороняет сампо от ведьмы Лоухи. Аксели Галлен-Каллела Фото: wikipedia.org

Следующие руны рассказывают читателю о  похождениях воинственного чародея и соблазнителя женщин Лемминкяйнена. Именно ему приходит в голову отправиться в путешествие, чтобы просить руки девы Севера. Естественно, совершая подвиги, герой погибает. Воскрешенный матерью, Лемминкяйнен снова бросается в путь.  Однако своенравная девица предпочитает ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж. В этих рунах Лённрот подробно описывает свадьбу и свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа.

Также читатель встретит в последующих рунах миф о богатыре Куллерво, по незнанию соблазнившего свою родную сестру и, оттого, совершившего самоубийство. Похожее сказание имелось и у славян. Миф о родном брате и сестре – Купале и Костроме, повествует о том, как разлученные в детстве кровные родственники стали мужем и женой. Узнав правду своего происхождения, влюбленные решают утопиться на утро после первой брачной ночи.

Дальнейшие руны содержат рассказы о приключениях трех карельских героев-богатырей.

Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребёнка девой Марьяттой (рождение Спасителя). Вяйнямёйнен уговаривает мать убить дитя, так как ему суждено превзойти могуществом карельского героя. Тогда двухнедельный младенец осыпает Вяйнямёйнена упрёками в несправедливости, и пристыженный герой, уплывает навеки. Сын Марьятты занимает его место и становится признанным властителем Карелии.

Ктой-то там стоит на месте? Это финны к нам идут!

Помимо этнографического, «Калевала» представляет и высокий художественный интерес. Ее достоинствами являются простота и яркость изображений, глубокое и живое чувство природы и высокие лирические порывы. Последние особенно проявляются в изображении людской скорби. От эпических поэм других народов «Калевалу» отличают здоровый юмор, проникающий некоторые эпизоды, удачная характеристика действующих лиц. Если смотреть на поэму как на цельную эпопею, то в ней окажется немало недостатков, которые, однако, свойственны более или менее всем устным народным эпическим произведениям. Знаток отыщет в ней противоречия, повторения тех же самых фактов, слишком значительные размеры некоторых частностей по отношению к целому. Натуру финнов как народа, их менталитет отражает и описание подробностей какого-нибудь готовящегося действия. Подготовка излагается чрезвычайно обстоятельно, а само действие рассказывается в нескольких незначительных стихах. Такого рода несоразмерность зависит от свойства памяти того или другого певца и встречается нередко. Такое же можно наблюдать и в наших былинах.

Руна в «Калевале» - короткий нерифмованный восьмисложный стих. Синонимы, в двух рядом стоящих стихах, постоянно сопоставляются, да так, что каждый следующий стих является пересказом предыдущего. Особенность такого склада объясняется способом народного пения в Финляндии. Так, певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за руки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один. Запевала между тем на досуге обдумывает следующую.

«Рунопевцы» (из «Калевалы»), 1965, гуашь, Т. Г. Юфа
«Рунопевцы» (из «Калевалы»), 1965, гуашь, Т. Г. Юфа Фото: wikipedia.org

В идеале, хороший певец должен знать множество рун. Настоящие «канонические» певцы иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению. Как правило, они не имеют никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые ученые.

От эпосов других народов финский эпос отличает полное отсутствие исторической основы. Похождения богатырей имеют чисто сказочный характер и никак не перекликаются с историческими столкновениями финнов с другими народами. В Калевале, как в стране, нет государства, народа или общества. Здесь есть только семья. Свои подвиги богатыри Калевалы совершают для достижения личных целей, как герои чудесных сказок. Типы богатырей находятся в связи с древними языческими воззрениями финнов. Они не силачи, а шаманы, силами природы, способные принимать разный вид, оборачивать других людей в животных, переноситься чудесным образом с места на место, вызывать атмосферические явления — трескучие морозы и непроглядные туманы. Богатыри Калевалы в большей степени языческие божества, а не герои. Замечательно также высокое значение, придаваемое финнами словам песни и музыке. Вещий человек, знающий руны-заговоры, может творить чудеса. А звуки, извлекаемые дивным музыкантом Вэйнэмейненом из кантелы (родственник наших гусель), покоряют ему всю природу.

В наше время проходит ежегодный  «Калевальский карнавал» в форме уличного праздника. Присутствие на таком стилизованном празднике, поможет каждому желающему глубже понять культуру финнов, ее особенности и традиции. Каждый гость получает редкую возможность совершить символическое путешествие вместе с калевальскими героями в самую удивительную и волшебную пору — пору белых ночей. Это позволяет преодолеть языковые, национальные и политические барьеры и создать единое культурное пространство. В Карелии есть Калевальский район, на территории которого, по преданиям, и происходила большая часть из описанных в эпосе событий. На этом месте ежегодно проходят театрализованные представления, выступления фольклорных коллективов, народные гуляния, выставки и круглые столы.

В Финляндии в Дни Калевалы проводят многие литературные, художественные и творческие праздники.

Почтовая марка СССР, 1985 год
Почтовая марка СССР, 1985 год Фото: wikipedia.org

Интересности о «Калевале»

1. В республике Карелия есть поселок Калевала. По преданиям на его территории стоит сосна, под которой работал Лённрот.

2. Конечно же, все россияне, смотревшие серию мультфильмов про легендарных русских богатырей от анимационной студии «Мельница», помнят такого персонажа как Колыван. Богатый купец, которому несказанно везло в азартных играх и, чьим должником был сам Змей Горыныч. Имя Колыван скорее всего образовалось от искажённого эстонского Kalevan, то есть, «к Калеву относящийся». К слову, древнее название города Таллина звучало как Колывань, о чем сказано в сочинениях арабского географа Аль-Идриси (1154 год).

3. Знаменитое произведение Дж.Р.Р.Толкина, известное всем почитателям фэнтези -  «Сильмариллион», стало результатом впечатления, произведенного на писателя «Калевалой». Толкин обращался к образу эпического героя-мстителя Куллерво, когда создавал историю своего персонажа  Турина Турамбара.

4. Финляндия, ставшая суверенным государством в 1917 году, долгое время находилась под угрозой утраты этой суверенности в двух войнах с Советским Союзом. «Калевала» в тот период пробуждала национальное самосознание и формировала нацию, то есть выполняла свою главную роль как национальный эпос.

5. Первая живописная картина на сюжет «Калевалы» создана в 1851 году шведским художником Йоханом Блакстадиусом.

6. По мотивам «Калевалы» был снят совместный советско-финский фильм «Сампо».

7. Карельский композитор Гельмер Синисало написал балет «Сампо» по мотивам «Калевалы». Впервые балет был поставлен в Петрозаводске 27 марта 1959 года. Этот балет имел большой успех и множество раз исполнялся в СССР и за границей.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах