Как в середине 2000-х, в салонах появились объявления «Льгот нет» и «Проезд только за наличные»
Причина этого - гигантская задолженность, которая образовалась у местных властей перед частными авто перевозчиками. И хотя к моменту подготовки номера в печать конфликт несколько успокоился, уже в ноябре, если бюджетных денег не будет, он может вспыхнуть с новой силой.
Убыточный пассажир
Транспортные карты используются в системе общественного транспорта в нашей области вот уже более шести лет. Вещь это достаточно удобная: пенсионер или любой другой человек, имеющий льготу на бесплатный проезд, просто подносит свою именную карту к приёмнику-валидатору. Электронное устройство фиксирует факт проезда, затем в конце дня данные собираются со всех валидаторов на маршруте и отправляются в финотдел городской администрации. По их результатам затем на счёт автопредприятия переводится денежная компенсация.
Однако на сегодняшний день автоперевозчики не получали денег с августа. В итоге бюджет задолжал водителям, которые почти три месяца исправно возили льготников, порядка 30 миллионов рублей.
- На ряде маршрутов льготники составляют до трети пассажиропотока! - говорит Елена АНДРЮЩЕНКО, представитель некоммерческого объединения частных автоперевозчиков. - Мы и рады бы их возить бесплатно, да только автобусы надо чем-то заправлять, как-то ремонтировать. Да и водители, их семьи - они же не воздухом питаются! Поэтому мы были просто вынуждены пойти на такие меры.
Хорошо забытое старое
Представители городских властей, Министерства финансов и Минэкономразвития области провели срочную встречу с водителями частных автобусов и договорились о «перемирии». Социальные транспортные карты как и прежде будут приниматься без ограничений, а власти полностью рассчитаются с долгами.
- Наш срок - до начала ноября, - комментирует Елена Андрющенко. - Договорённости таковы, что сразу после праздников бюджет закрывает все задолженности. В противном случае будем возить людей так, как нам за них платят. И поймите, это не шантаж! Только за последние полгода цена бензина и сжиженного газа выросла на 12%. Дорожают запчасти, резина, услуги обязательного страхования. Если треть пассажиров обяжут возить бесплатно, то мы просто не выживем!
В самом Минфине ситуацию с задержкой платежей автоперевозчикам объяснили просто: запланированные в бюджете деньги на проезд льготных категорий оренбуржцев… кончились! Годовой лимит израсходовали за 8 месяцев. А дополнительные суммы получить из казны не так просто, нужно запускать все процедуры согласований и разрешений. Но теперь вопрос якобы решён и в начале ноября расчёт будет выполнен.
Между тем в Оренбургском городском совете поговаривают о том, чтобы вернуться к старой системе, когда пенсионеры ездили бесплатно в муниципальном транспорте, предъявив удостоверение. При этом средства, которые сейчас перечисляют льготникам на проезд (а это порядка 200 млн. рублей в год) предлагают направить на покупку новых автобусов и троллейбусов в муниципальные автопредприятия.