Примерное время чтения: 8 минут
2469

Оренбуржцы на Бородинском поле

Фото http://vborodino.ru/

«Ведь были схватки боевые»

Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому 20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками М.И. Кутузова. Однако и ему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил. К тому времени армия Наполеона уже понесла значительные потери, и разница в численности двух армий сократилась. В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино. Рано утром 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских.

Русская армия отступила, но сохранила боеспособность. Наполеон не сумел добиться главного – разгрома русской армии. Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских отрядов. К концу декабря остатки армии Наполеона были изгнаны из России. Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений 19 века. По оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало от 2,5 до 8,5 тыс. человек. Некоторые дивизии потеряли до 80% состава. Император Наполеон вспоминал позже: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми». «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю», – такую высокую оценку русскому воинству дал М.И. Кутузов.

«Уж постоим мы головою за родину свою!»

В Бородинский битве участвовали Оренбургский и Казанский драгунские, а также Рыльский и Уфимский пехотные полки, вышедшие из Оренбуржья.

Боровиковский В.Л. Портрет оренбургского

генерал-губернатора Г.С. Волконского

 Оренбургский военный губернатор князь Г. С. Волконский призвал население защитить свою Родину и начался рекрутский набор, горнозаводские предприятия изготавливали для армии артиллерийские орудия, ядра, гранаты, картечь. Для армии было закуплено 49 тысяч лошадей, еще 5 тысяч лошадей подарили башкиры и калмыки. Все пожертвования на войну и в пользу воинов составили в крае 900 тысяч рублей. Из Оренбуржья было направлено в армию около 40 тысяч человек.

К началу войны у западных границ России находилось 2 пехотных и 8 кавалерийских полков, сформированных из уроженцев Оренбургской губернии. Они находились в составе дунайской армии П. В. Чичагова и 3 -й западной армии А. П. Тормасова. Так же в составе 1-й Западной армии М. Б. Барклая-де-Толли находились Уфимский и Рыльский пехотные полки, Оренбургские гусарский и драгунский, 1-й Тептярский казачий полк общей численностью около 6 тыс. человек. Эти части были укомплектованы рекрутами призыва 1809—1811 гг., не имевшими боевого опыта. К началу войны все они были доведены до полной штатной численности. Рыльский полк (2400 чел.) входил в 23-ю пехотную дивизию 6-го корпуса Д. С. Дохтурова, Оренбургский гусарский (1080 чел.) и Оренбургский драгунский (566 чел.) полки—в 3-й кавалерийский корпус П. П. Палена, а 1-й Тептярский полк (500 чел.) — в казачий корпус М. И. Платова. Офицеры, унтер-офицеры и рядовые этих пяти полков стали как раз активными участниками знаменитой Бородинской битвы.

«Вам не видать таких сражений!»

В боевых действиях 1812 г. оренбуржцы принимали активное участие. Тептярский полк под командованием майора Темирова воевал с момента вероломного вторжения Наполеона. 16 июня эта часть сожгла мост через р. Вилию, уничтожила Виленский арсенал, не оставив врагу ничего. 27 июля между Молевым болотом и Лешнею башкирские конники и казаки атаковали французов с такой силой, что те потеряли более половины своего кавалерийского корпуса.

Бородинское сражение

Фото https://vborodino.ru/

 Батальоны Оренбургского и Уфимского полков сражались на левом фланге батареи генерала Н. Н. Раевского.

Через три часа после начала Бородинской битвы, когда французы захватили Семеновские флеши, русская кавалерия выбила противника с занятых позиций. Квартирмейстер русской армии К. Ф. Толь писал: «В 9 часов неприятель, усилив 2-ю дивизию генерала Фриана против укреплений, пред деревней Семеновскою расположенных, решился вновь атаковать оные. Многократные атаки его были с успехом отражены, причем много содействовал генерал-майор Дорохов с гусарскими полками Сумским и Мариупольским, драгунским Курляндским и Оренбургским, посланными... в подкрепление левого крыла армии». После успешной контратаки Оренбургский драгунский полк был выведен за центр русской позиции.

В 10 часов утра французы захватили Курганную батарею, оборонявшуюся частями 7-го корпуса Н. Н. Раевского. Начальник штаба 1-й армии А. П. Ермолов и начальник артиллерии армии А. И. Кутайсов повели в контратаку батальоны Уфимского пехотного полка. А. И. Кутайсов погиб в бою, А. П. Ермолов был контужен. На защиту укрепления встали полки 24-й пехотной дивизии П. Г. Лихачева, которые пять часов отбивали атаки противника. Не меньшие потери оказались в Рыльском полку, который оборонял в составе 4-го корпуса правый фланг русской армии, а затем был переведен в центр русской позиции, к Курганной батарее. Противнику не удалось прорваться через его позиции. К концу битвы остались в строю только 323 рядовых и 4 офицера полка. В 4 часа дня французы вновь захватили Курганную батарею. Кавалерийские корпуса противника ринулись в образовавшуюся брешь. М. Б. Барклай - де - Толли лично повел в контратаку полки 2-го и 3-го кавалерийских корпусов. В донесении М. И. Кутузову он писал: «В сию затруднительную минуту прибыли на рысях два гвардейских кирасирских полка, я указал им на неприятеля, и они с редкой неустрашимостью устремились в атаку! Полки Сумской, Мариупольский и Оренбургский гусарские, Сибирский, Иркутский и Оренбургский драгунские последовали за ними». С огромными потерями французы отступили. Успех русских кавалеристов положил конец активным действиям неприятеля. Сражение стало постепенно затихать. Защищая Курганную батарею, Уфимский полк понес огромные потери, в живых осталось 277 рядовых и 6 офицеров.

Отступая с боями от западной границы к Москве, оренбургские полки потеряли 20—25% своего личного состава. Этим измотанным в боях частям 1-й и 2-й Западных армий предстояло остановить у Бородина рвавшегося к Москве противника. По диспозиции, утвержденной М. И. Кутузовым 24 августа 1812 г., Рыльский и Уфимский пехотные, Оренбургский гусарский и драгунский полки оказались во втором эшелоне армии, а 1-й Тептярский полк майора Темирова находился на правом фланге русской позиции, ведя наблюдение за противником. Сотни этого полка приняли участие в знаменитом рейде русской конницы под командованием М. И. Платова и Ф. П. Уварова в тыл противника, едва не завершившемся пленением Наполеона.

Рядовой Оренбургского драгунского полка

Фото https://gazeta1812.edusite.ru/p6aa1.html

 В сентябре оренбуржцы участвовали в великом контрнаступлении, в партизанских операциях Дениса Давыдова, в боевых действиях совместно с калужскими ополченцами.

За участие в Бородинской битве командиры оренбургских полков были повышены в звании, оставшиеся в живых офицеры награждены орденами, а 28 унтер-офицеров и рядовых удостоились высшего знака солдатской доблести — Военного ордена. Все нижние чины, участвовавшие в сражении, были награждены 5 рублями.

«Да, были люди в наше время…»

Известия об отваге Оренбуржцев приходили от самого главнокомандующего. М. И. Кутузов в одном из писем губернатору Волконскому писал «…Вы не можете представить… с какой храбростью наши воины, в том числе казаки и некоторые башкирские полки, поражают их» (французов).

В составе русских армий, двинувшихся в 1813 г. за границу, находились и сформированные в Оренбуржье 8 казачьих, 15 башкирских, 2 тептярских полка и полк калмыков. Атаманский казачий полк вместе с башкирами, тептярями и калмыками штурмовал крепость Данциг. Другие полки участвовали в «битве народов» под Лейпцигом, в сражениях при Веймаре, Ганау и Франкфурте-на-Майне. Они же в составе отряда генерала А. И. Чернышева брали Берлин. В 1814 г., действуя на французской территории, оренбуржцы в составе русских и союзных армий брали Париж.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах