А многие взрослые задумываются: все ли мультфильмы одинаково полезны? Только что отшумели праздники, на носу лето, когда многие дети оказываются предоставлены сами себе, в том числе и маленькие. Мы постараемся указать те «болевые точки», которые порой приводят к развитию у ребёнка киномании.
Чему учат мультфильмы?
- В последнее время стала замечать, что моя четырёхлетняя дочка копирует девочку из мультика «Маша и медведь». В магазине или дома начинает канючить: «Хочу, хочу, хочу». В принципе мультфильм весёлый, даже в какой-то мере поучительный. Но, наверное, она для него ещё слишком мала, - делится мама маленькой оренбурженки Кати Наталья Дементьева.
Учёные-психологи подтверждают, что не вся анимация положительно воздействует на детскую психику. «Некоторые мультипликационные фильмы, где главная сюжетная линия - попытка нанести вред другому персонажу, могут сформировать у малыша склонность к агрессии: «Раз героям мультика разрешают так поступать, почему мне нельзя?», - поясняет семейный психолог Елена ВОЛОХИНА. - Бывали случаи, когда бесконтрольное сидение у телевизора даже с «детской программой» приводило к психическим расстройствам, особенно если аниматоры не поскупились на богатую палитру ярких цветов. У детей нарушался сон, они становились плаксивы, раздражительны. Слышала даже, что в Японии после просмотра одной из серий «Покемонов» несколько сотен детей попали в больницы с симптомами эпилепсии».
Вывод - нельзя оставлять малыша наедине с DVD-проигрывателем с кучей дисков или перед телевизором, даже дел по дому или по работе невпроворот.
Алина Попова - мама дошкольника Димы - говорит, что показывала сыну только те мультики, которые прошли её «цензуру»: «Я смотрела, чтобы они помогали ребёнку разобраться, «что такое - хорошо и что такое - плохо». Большинство советских картин сито отбора проходит. А вот многие американские мультики - нет. Я так говорю не потому, что недолюбливаю западную кинопродукцию. Просто у нас разные менталитеты, и нам ближе своё, родное. А многие современные мультфильмы сделаны будто на скорую руку - быстро и дёшево. Нам с сыном очень нарвятся развивающие мультфильмы - в них хорошо известные герои учат правильно читать, писать, считать».
Правильная анимация
Детский хирург Александр АЛЁШИН напоминает ещё об одной опасности в связи с длительным просиживанием перед телевизором - проблемами с позвоночником. «Скелет у маленьких детей пластичный, поэтому быстрее, чем у взрослого, деформируется. Вряд ли оставленный у «голубого экрана» малыш будет сидеть с прямой спинкой. Скорее всего, он ссутулится. А ведь впереди более серьёзное испытание для позвоночника - школа».
От длительного сидения страдает не только костная система. Например, у малышей младше трёх лет не сформированы основные функции движения. Ему пока не под силу одновременно двигаться, слышать, смотреть. Поэтому у телевизора они полностью погружаются в показ. Как следствие, появляются проблемы с речью, зрением и зачастую из-за малоподвижного образа жизни - с лишним весом. Заторможенность речи может привести к задержке психического развития.
Но это не означает, что маленького ребёнка нужно полностью оградить от анимации.
Папа Игорь Липатов делится секретом, как направить ребёнка на правильный просмотр: «Если сын Данилка в магазине просит купить ему мультик в яркой красивой упаковке, но который, я знаю по содержанию, ничему хорошему его не научит, мы с женой идём на хитрость. Например, говорим, что «кот на кота не похож. Как ты думаешь, что нашему рыжему Барсику понравится больше: мультики про его друзей или про ненастоящих котов?».
Полезно после просмотра немного пофантазировать вместе с ребёнком, например, представить, как поступят герои, если попадут в другую ситуацию. Это поможет развитию творческого воображения. Или попробовать нарисовать, вылепить понравившихся мультяшек. Хорошо, если ребёнок подробно пересказывает сюжет мультфильма, например, бабушке, которая «не видела» его. Это тренирует детскую память.
АиФ - на заметку
Перечислить все «правильные мультик» невозможно, поэтому несколько советов молодым родителем, как подобрать полезную фильмотеку для детей.
Мультфильм должен:
- показывать, что зло наказуемо, что победа остаётся за добром;
- звук не должен вызывать раздражение;
- на экране не может быть перенасыщения цвета;
- для воспитательного процесса важны монологи и диалоги персонажей, которые объясняют, почему они так поступают.