Это древнейшее занятие является одним из самых популярных хобби у мужчин - каждый год только на водоплавающую птицу и зайца в нашей области приобретается свыше 80 тысяч разрешений.
Накануне праздника гость нашего номера - Александр БУЛГАК, председатель Оренбургского областного общества охотников и рыболовов.
Императорский почин
- Александр Витальевич, а как давно вообще в нашей области существуют охотничьи общества?
Александр Булгак |
- Уже более 120 лет! В нашей губернии первое губернское «охотничье собрание» было создано ещё в 1892 году с подачи императора Александра III. Он и сам был страстным охотником, прекрасно знал тонкости поведения дичи, а так же понимал, что бездумный «забор» дичи приведёт к её исчезновению. Именно охотничьи общества, созданные с императорского почина, разрабатывали ставшие уже классикой правила поведения в угодьях, сроки охоты на те или иные виды дичи, а также первые заповедники и заказники*.
- Получается парадокс - охотники - и больше всего заботятся о звере…
- А это так и есть. Настоящий охотник не тот, кто настреляет больше дичи. А тот, кто влюблён в природу, понимает её и ценит. Разумный промысел популяции не вредит, наоборот - помогает поддерживать её в оптимальных пределах на данной территории.
- Сколько сейчас в области тех, кто увлекается этим хобби?
- Если считать по числу выданных охотбилетов, то - более 30 тысяч человек. Однако сколько из этого числа действительно выезжают в угодья, а сколько просто положили «корочку» на полку - не знаю.
- В советское время число охотников было больше?
- Меньше! Примерное 12 тысяч человек. В СССР было всего три охотобщества - наше ООИР, оно считалось «гражданским», и ещё два - армейское, куда принимали только военных, и «Динамо» - для сотрудников милиции.
Причём раньше, чтобы попасть в наше общество, человек должен был заручиться рекомендациями двух уже действующих членов, каждый из которых имеет стаж не менее 10 лет. Потом - два года быть кандидатом, помогать егерям, работать на участке, изучать правила охоты и то, как себя ведёт дичь. Затем - сдать экзамен, и только после этого получить членскую книжку и охотбилет.
Сейчас всё куда проще - новый закон позволяет любому желающему написать заявление, заплатить деньги, сдать несложный тест - и пожалуйста, можно идти в угодья... Отчасти из-за того, что к охоте стали относится слишком упрощённо, у нас и выросло количество несчастных случаев…
Квадроцикл вместо собаки
- Многие охотники жалуются на непомерно высокую стоимость лицензии - чтобы получить разрешение на добычу косули, нужно отдать почти 20 тысяч…
- Дело в том, что с 90-х годов в части охотничьего законодательства царит полный бардак. Самые привлекательные угодья давно отданы в частные руки. И охотхозяйство вправе само устанавливать цену на добычу того или иного зверя, который бегает по его территории.
Не секрет, что и многие «нувориши» скупили себе «кусочки природы» для личного пользования и развлечения. В прошлом году мы хотели провести испытания охотничьих собак, написали запрос частникам. Говорим - никакой стрельбы не будет, просто собаки попробуют дичь поднять. А нам в ответ - у нас тут отдыхающие на квадроциклах катаются, нам ваша охота, что называется, до лампочки.
Но и это ещё не всё. Вот ещё пример парадокса: по закону у нас лес отделён от самих охотугодий. Проще говоря, ты даже сухостой и бурелом вывезти со своего участка не можешь - деревья-то не твои! И наоборот: к тебе в хозяйство без спросу могут в любой момент заявится лесорубы, которые непонятно каким образом выкупили лицензию на вырубку участка. Объясняешь, что нельзя этого сейчас делать, это зверю навредит - а в ответ тебе «это не наша забота! Мы за твоих косуль не отвечаем!»
Хвостатый нарушитель
- Пытались ли вы донести абсурдность подобного подхода до чиновников?
- Пытались. И не только мы одни. Но беда в том, что в ведомствах у нас сидят люди, которые вообще понятия не имеют, что такое ведение охотничьего хозяйства. Правила и запреты вводятся, судя по всему, наобум. Вот простой пример - знаете ли вы, что если решили погулять в лесу с собакой - спаниелем, то вас могут оштрафовать? Спаниель - охотничий вид, и чтобы выводить его на природу без намордника и поводка, нужно иметь при себе охотбилет и разрешение! Вот кто такие законы придумал?
Или вот ещё пример общения - на этот раз с нашими местными чиновниками. Вызывают меня как-то в министерство, и спрашивают - а почему у тебя кривая численности кабанов не растёт? Почему не увеличиваешь поголовье? Плохо работаешь!
Я объясняю, что лес - это не свиноферма, если кабанов будет слишком много, они весь корм съедят и начнут болеть, будут атаковать кладки яиц боровых птиц… Нельзя бездумно наращивать их численность, должен быть строгий баланс: на этой кормовой базе - ровно столько голов, а на излишки выдаются путёвки на добычу.
Но у чиновника - образование ветеринара, и прежде он работал в животноводческом комплексе. Потому и подход к проблемам охотничьих хозяйств - с точки зрения «привесов и надоев».
- Что же всё-таки нужно для того, чтобы навести порядок в этой сфере?
- В первую очередь, перестать «изобретать велосипед» и вернуться к прежней схеме контроля и управления за охотничьими угодьями. Главным должен быть не чиновник, как сейчас - а охотник! Ведь сегодня егерь, увидев браконьера, даже протокол составить на него не имеет права. Он должен вызвать полицию и ждать - приедет она или нет. А ведь раньше не только егеря имели такое право, но и опытные охотники с большим стажем тоже! Отрасль слишком зарегулирована, причём - зарегулирована бездумно. И это - главная проблема, мешающая её нормальному функционированию и развитию.