aif.ru counter
293

Испорченный отдых: как не стать жертвой турфирмы-банкрота?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ в Оренбуржье" 13/08/2014 Сюжет Испорченный отдых: проблемы оренбургских туристов за границей

Нынешнее лето наверняка надолго запомнится оренбуржцам. Впервые за последние 15 лет сразу пять крупных туристических и трансфертных компаний отказались выполнять свои обязательства перед клиентами. Как результат - люди, уже полностью оплатившие туры, не смогли улететь на отдых. Тем же, кто успел добраться до места, пришлось досрочно «сворачиваться» домой.

Туристические операторы уже называют сложившуюся ситуацию катастрофической. Фактически речь идёт о подрыве доверия и серьёзном переделе рынка. Пообщавшись с экспертами, журналисты «АиФ в Оренбуржье» выяснили два ключевых момента. Первы: аномально дешёвых туров у нас больше не будет. И второй - ни один туроператор сегодня не может дать 100%-ную гарантию своей бесперебойной и финансово стабильной работы.

Рынок, которого нет

Чтобы понять первопричину произошедшей финансовой катастрофы в сфере туриндустрии нужно рассказать о том, как устроен сам рынок.

Дело в том, что сегодня в Оренбуржье не существует ни одного туристического оператора в классическом смысле этого понятия. Хотя ещё в начале 2000-х такие были. Они сами договаривались с отелями принимающей стороны, сами выкупали чартер - то есть самолёт, который привозил-увозил туристов. Сами «накатывали» маршруты, сами разрабатывали программы.

Однако со временем все эти компании перешли на франшизу или договорные отношения с несколькими крупными столичными операторами. Проще говоря, готовили туристические продукты в Москве и Петербурге, а оренбургские компании лишь перепродавали их тут, имея с каждой сделки небольшой комиссионный процент.

Именно поэтому банкроство нескольких операторов привело к обвалу всего рынка. Потому что лишь кажется, что у нас сотни турфирм: на деле рынок «держат» десяток игроков, от которых зависят сотни тысяч отдыхающих за рубежом.

Фото: www.globallookpress.com

Пирамида из путёвок

Что же позволило столичным операторам «выдавить» более мелких конкурентов в регионах? Эксперты Ростуризма полагают, что причина в «пирамидальном» принципе работы некоторых фирм, благодаря которому удавалось продавать туры дешевле их реальной стоимости.

Механизм тут достаточно прост - все последние годы рынок услуг отдых стремительно рос. То есть каждый год люди покупали больше путёвок, чем в предыдущий. Этим фирмы и пользовались: стремясь «задушить» конкурента, они продавали путёвку очень дёшево, а убытки покрывали за счёт притока новых путешественников.

Ситуация рухнула весной этого года. Стоимость евро резко выросла, что сразу же подняло цены туров на 15-18%. Поток клиентов стал спадать, и «пирамида» посыпалась: прежние долги-то покрывать уже нечем!

Второй удар был нанесён со стороны Крыма: на волне патриотизма люди отказались от зарубежных поездок и отправились отдыхать в новый российский регион. А если учесть, что ряду госслужащих и силовиков с этого года закрыт выезд за рубеж, то туриндустрия недосчиталась миллиардов рублей от потенциальных отдыхающих. Это окончательно добило отрасль.

В Оренбурге наиболее значительно пострадали клиенты фирмы «Лабиринт» - она обслуживала направление на Кипр, Тунис и т.д. Сейчас отдыхающие вместо неги на морских пляжах вынуждены стоять в очередях в страховые компании, надеясь получить хоть какие-нибудь компенсации.

К счастью, на момент подготовки номера в печать все оренбуржцы были уже вывезены с курортов, медицинская помощь никому не потребовалась. Но испорченный отдых они теперь не забудут никогда.

туризм, отдых, лето, отель, Фото: Юниверсал Холидей

Вера БАЧМАНОВА, руководитель оренбурсгкого туристического агентства

- Я 30 лет работаю в сфере туристических услуг, но настолько шоковой ситуации ещё никогда не было. Турфирма «Лабиринт» до недавнего времени была мало знакома оренбуржцам. Лишь в этом году они начали серьёзно развиваться в нашем регионе, открыли своё представительство. Цены предлагали очень привлекательные, плюс ко всему у них были очень удобные графики вылетов, позволявших полнее использовать путёвку. Конечно, люди охотно соглашались на их предложения, работа шла вовсю. И у нас несколько групп туристов успешно слетали с «Лабиринтом», нареканий не было никаких. И тут - как гром среди ясного неба - фирма обанкротилась! Я, услышав новость, даже подумала, что это «утка» какая-то. Но нет, всё правда: оренбургский офис оказался закрыт, сайт компании - заблокирован.

Единственная надежда у людей сейчас - получить свои деньги, уже уплаченные за туры, от страховых компаний. Все документы мы подготовили и отправили. Но есть опасение, что лимита страхового покрытия «Лабиринта» на всех не хватит. А это означает, что компенсация будет выплачиваться пропорционально имеющимся резервам. То есть потери практически неизбежны, и как их избежать - никто не знает.

В подобной ситуации, на мой взгляд, виноват «кривой» закон о туризме, который позволял операторам накапливать огромные долги перед авиаперевозчиками, не устанавливал нормальных лимитов на страховое покрытие… Думаю, что теперь депутаты его подправят, кончено, но поздно - деньги-то людям никто уже не вернёт…

«Главное - не паниковать!»

Анатолий ПАНФИЛОВ, отдыхающий

- Этот отдых мне запомнится надолго! 31 июля я вылетел в Тунис, путёвка у меня была до 9 августа. Прилетели нормально, расположились. А уже 2 августа нам сообщили - турфирма обанкротилась, за ваше проживание и обратный перелёт никто не перечислил ни евроцента.

Мы собрались вместе, кто прилетел в отель из России: нас было человек 30, оренбуржцев - 7, остальные из Самары, Ярославля, Уфы… Сели и стали думать - как быть дальше? Решили пригласить директора отеля, чтобы спокойно обсудить ситуацию. Он пришёл, мы объяснили - так и так, случилась неприятность. Вот, у нас на руках ваучеры, что всё нами оплачено. Не наша вина, что деньги где-то «зависли». И директор тогда сказал: окей, вы мои уважаемые гости, живите, пока вам не подадут самолёт домой!

В это время из Бузулука моя жена Алёна «долбила» по телефону и электронной почте консульство и Ростуризм. Мы же спокойно ждали: прошли выходные, нас никто не притеснял, мы загорали на пляже, без проблем питались в ресторане. В понедельник, 4 августа, после обеда собрали нашу группу на ресепшне и сказали - в 5 часов подадут самолёт, можно лететь домой. И хотя отдых закончился досрочно, негативных эмоций именно от отеля, от общения с персоналом и в целом от работы тунисских служб у меня нет. Всё достойно и организованно.

Для себя я сделал один важный вывод: если случилась такая неприятность за границей, то главное - не паниковать. Беда наших соотечественников, что узнав о банкротстве оператора, некоторые начинали вести себя агрессивно, кто-то впадал в истерику, кто-то «качал права». Между тем всякую проблему можно решить, если спокойно и разумно сесть «за стол переговоров».

Полина СЕДОВА, путешественник

- Я тоже воспользовалась услугами «Лабиринта» и отдыхала на Кипре. Мне повезло буквально чудом! Вернулась домой 31 июля, а уже вечером узнала, что самолёты не вылетели за остальными отдыхающими, которые были там вместе с нами. Конечно, это шок - у людей под конец отдыха не оставалось уже ни денег, ничего, все хотели только побыстрее вернуться. Теперь всерьёз подумаю, как подстраховаться в будущем сезоне. Возможно, выберу российское направление и поеду сама. Только так у меня будет гарантия, что действительно смогу отдохнуть, а не подарить деньги «жадному дяде».

А если на Чёрное море?

Андрей КИРПИЧНИКОВ, руководитель турагентства

- Банкротство турфирм привело к резкому росту спроса на российские направления: в августе и феврале буквально аврал! Много спрашивают про Крым, Сочи. Но проблема в том, что добраться туда чрезвычайно сложно. Так, например, в Анапу на середину сентября все авиабилеты из Оренбурга уже раскуплены. Прямого же поезда до этого детского курорта просто нет.

Очень дорого стоят и авиабилеты в Сочи: по 8000 рублей с взрослого человека в один конец и 5400 - с ребёнка старше 2 лет. То есть семье из 4 человек только на дорогу придётся потратить 54 тысячи, да плюс проживание на самом побережье. А на поезде ехать - двое суток, не каждый захочет из долгожданного отпуска «выкраивать» почти неделю на ленивое лежание в плацкарте.

Мне непонятно, почему авиакомпании не отреагировали на выросший спрос и не добавили больше доступных рейсов? Люди реально готовы отдыхать на российских курортах, «обжегшись» на загранице. Да только в далёкий Кипр зачастую оказывается  улететь проще и дешевле, чем в родную Анапу или Геленджик.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...
ОПРОС

Где вы предпочитаете купаться летом?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах