Но кому именно стоят памятники, достойные ли это люди и кого обделили? Об этом и многом другом разговариваем с Дмитрием Сафоновым, доктором исторических наук, краеведом, профессором Оренбургского государственного педагогического университета.
Пропаганда, а не творчество
- Дмитрий Анатольевич, почему-то сегодня бытует мнение, что памятники ,которые появлялись раньше, далеко не шедевры и не достойны какого-то исторического внимания?
- До революции в Оренбурге был только один памятник - памятник освобождению от воинского постоя, который раньше стоял там, где сейчас возвышается монумент Чкалову. Потом его перенесли на площадь, которая сегодня известна как Ленинский сквер, потом его снесли и на его месте появился памятник Ленину. На этом с дореволюционным наследием в виде памятников было покончено. В дальнейшем памятники появлялись в рамках того, что провозглашалось Лениным, как монументальная пропаганда. Следовательно, определяющим здесь уже было не высокохудожественность работы, а её идеологическое содержание и необходимость. Поэтому два памятника Ленину на одной улице города, как у нас, никого не смущали. Стали появляться памятники, связанные с революцией, гражданской войной. Революционная мифология создавалась в том числе и через визуальный ряд, и здесь политическое содержание преобладало над художественным достоинством.
- Как вы считаете, почему в последнее время стали так активно устанавливать те или иные памятники?
- Новые памятники - это красиво, это создаёт лицо города, это - способ пропаганды в хорошем смысле слова, как бы странно это не звучало. Пропаганды исторического прошлого и исторических знаний. Если ребенок увидит какой-то монумент и спросит у родителей, кто это или чему посвящено, а родители расскажут, то это тоже образование. Кроме того, по всему миру в последнее время всё больше уделяют внимание именно таким архитектурным «мелочам», которые создают некое настроение города и его имидж. Так, к примеру, в Челябинске или Праге можно увидеть скульптуру высовывающегося из канализационного люка слесаря, то свисающую с крыши бронзовую кошку. Такие вещи придают городам некий шарм и свою окраску. Город должен иметь сугубо свои подобные вещи. При этом поначалу новости о появлении необычных памятников - будь то калоша или буква «ё» - воспринимаются как анекдот, а потом резко находят поддержку у народа. Понятно, что та же буква не особо нуждается в её монументальном решении в виде полноценного памятника, потому что её и без этого помнят. Но это интересно. Отсюда следует другое. Хотелось бы, чтобы памятники были не просто бюстами с досками, на которых обозначены годы жизни. Нужно для каждого города находить своё, присущее только этой территории, решение, которое позже могло бы стать своеобразным брендом. Но сегодня всё, как и многое другое, упирается в деньги. При этом хорошо бы, чтобы базовые идеи той монументальной пропаганды и финансовые возможности совпадали. Очень удачен в этом плане памятник первой учительнице, у него громадное смысловое содержание. Он не персонифицирован, этот собирательный образ даёт возможность каждому по-своему взглянуть на него.
Оценить «кандидата»
- Насколько корректно, с точки зрения создания памятников, делить исторические фигуры на хорошие и плохие?
- В одно время в Оренбурге очень активно обсуждали возможность убрать памятник Чкалову, а на его месте поставить памятник Анне Иоанновне, потому что именно она поставила подпись под документом об основании Оренбурга. При этом получалось, что люди, которые это предлагали, даже особо нее удосужились прочитать учебники истории, а тем более ещё какую-то серьёзную литературу. С точки зрения истории, это крайне отрицательный персонаж, и тот факт, что именно она считается основательницей города, не делает её достойной памятника.
То же самое происходило, когда обсуждали возможность установки мемориальной доски атаману Дутову. В качестве аргументов против обычно приводили слова, «он плохой». Отвечаем: «Вот стоит памятник Цвиллингу, а ведь он тоже не ангел». И тут же слышим: «Но люди к этому привыкли». С другой стороны, я никогда не был сторонником того, чтобы переносить памятники с места на место, а тем более сносить их. Но в любом случае, искусство должно быть уравновешено. Это касается и памятников.
Историческая справедливость
- Есть ли упущенные фигуры, которые до сих пор не по праву обижены архитекторами Оренбуржья?
- На мой взгляд, в Оренбурге достаточно памятников и почти не упущено ни одно историческое событие. В принципе, у нас ведь не стоит задача увековечить каждый визит какого-то исторического лица в скульптуре или мемориальной доске. Памятник, по-моему, должен быть посвящён персоне, которая по праву считается частью оренбургской истории, а не был здесь проездом.
Я бы вообще рекомендовал здесь идти не по списку фамилий, а обратить внимание на исторические события и эстетические моменты. К примеру, идея памятника оренбуржцам - участникам Первой мировой войны. Мы действительно, успели забыть ту войну. На мой взгляд, был бы очень уместным именно в Оренбурге памятник примирения красный и белых, ибо это общенациональная трагедия. Это не памятник событию, это монумент именно в память о том, чего нельзя забывать.
- В СМИ и Интернете часто можно найти материалы про заброшенные мемориалы и неработающие Вечные огни. Как с этим обстоят дела в нашем регионе?
- К счастью, я не могу сказать, что где-то у нас памятники находятся в глубоком запустении. Я много где бывал по области, но даже в самых отдалённых сёлах всё более или менее в порядке. Справедливости ради стоит отметить, что зачастую это не только заслуга местной власти - всем известно, что денег на культуру, в том числе и на поддержание памятников, много не выделяют. здесь сказывается уважительное отношение самих жителей глубинки. Особенно это касается мемориалом, посвящённых Великой отечественной войне. Пока живо поколение ветеранов, у нас, по большей части, сохранилось бережное отношение ко всему, что связано с теми событиями. Поэтому даже при острой нехватке финансирования в деревнях перед Днём Победы выходят к памятникам и приводят их в порядок своими силами. И это, с одной стороны, неплохо - своеобразный вклад в воспитании патриотизма, особенно для школьников. С другой - долго ли ещё эта сфера продержится на людском энтузиазме?