Примерное время чтения: 10 минут
400

В Оренбуржье ведут поиск следов Золотой Орды

На днях завершилась экспедиция под руководством члена-корреспондента РАН Александра Чибилёва в Ташлинский и Илекский районы.

В ней приняли участие помимо научных сотрудников Института степи УрО РАН исследователи Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии археологии во главе с Муратом Сдыковым. Учёные, изучая объекты историко-культурного и природного наследия в трансграничных районах России и Казахстана, преследовали сразу несколько целей. Но одной из главных было - обнаружить следы Шикашина, легендарного городища ногайских татар XV-XVIII веков. Об этом мы беседуем с участником экспедиции, руководителем лаборатории природного и историко-культурного наследия Института степи Сергеем Богдановым.

Сергей Богданов

Фото из архива Института степи

 Заплати налоги - и спи спокойно

- «АиФ Оренбург»: Сергей Вячеславович, принято считать, что золотоордынцы были кочевниками, а, значит, осёдлого образа жизни не вели. Откуда тогда у них города?

- Сергей БОГДАНОВ: Про Золотую Орду сложено немало мифов, особенно в начале XX века, когда отмечалось 300-летие дома Романовых. Немало созданию стереотипов поспособствовали и большевики, когда вновь востребованной стала идея державности. Знаете, что хана Батыя называли Саин-ханом, то есть «справедливым»? Долгие годы Российская империя входила в состав Золотой Орды, наши князья были вассалами - так сказать главами её субъектов федерации: им вручались ярлыки на княжение. Не стоит думать, что история тех лет - это только набеги, когда вырезалось население. Вырезали только непокорных, например, тех, кто не платил налогов. В целом же сотрудничество было взаимовыгодным.

- «АиФ Оренбург»: Однако появление Шикашина датируется XV веком, когда начался распад Золотой Орды…

- С.Б.: После распада образовалось несколько ханств. Взаимоотношения с Ногайской Ордой складывались несколько иначе. Хан Басман, подняв мятеж, решил захватить территории под Казанью. Когда это не удалось, он двинулся в Заволжье, где основал ряд городов. Он - основатель поселения Актобе, или «Белое стойбище», которое существовало на месте современного Оренбурга.

- «АиФ Оренбург»: Следы «докирилловского» Оренбурга были обнаружены?

- С.Б.: На территории Оренбурга были находки, относящиеся к более ранним эпохам, например, скифо-сарматской, археологи находили также отдельные железные наконечники стрел, но связать их точно с Ногайской Ордой нельзя. Однако подлинно известно, что у впадения Сакмары в Урал располагался средневековый город. На современной Набережной предположительно находилась ставка хана Басмана, а на горе Маяк - кладбище с мавзолеями. На месте современного Бузулука тоже был город ногайских татар Аулган (от тюркского «алга» - вперёд, передовой). Правда, от него тоже не сохранилось следов.

-«АиФ Оренбург»: Тогда почему Шикашин, который также исчез, называют легендарным?

- С.Б.: Его отмечали на картах Позднего Средневековья. О нём как о вполне достоверном городе писал русский натуралист, академик Пётр Симон-Паласс (1741-1811). Но никто точно не может назвать его местоположение. Средневековые карты были неточными: масштаб такой, что они показывают едва ли не всю Евразию. При жизни учёного Шикашина, видимо, уже не существовало. Он исчез в силу естественных географических причин: за столетия устье реки Киндели, где предположительно он располагался, менялось неоднократно.

Вторая Атлантида?

- «АиФ Оренбург»: Что собой представляли средневековые города на территории современного Оренбуржья?

- С.Б.: Города ногайских татар по современным меркам были невелики. Они имели укрепления, в них располагались общественные здания: дворцы правителей, мечети, торговые ряды, бани. Кстати, после того как Ногайская Орда распалась, значительная часть татарских семей вошла в состав Яицкого казачьего войска. На реке Урал стоял ещё один крупный город - Сарайчик (недалеко от современного Уральска). Он считался столицей Ногайского ханства. От него сохранились некрополь, мавзолеи, захоронения рядовых горожан, а также следы мастерских, бань.

Сарайчик

Фото из архива Институа степи

 - «АиФ Оренбург»: Говорят, что татаро-монголы «наследили» в Орске. Через столицу восточного Оренбуржья проложил свой путь Тамерлан, когда направлялся из Ташкента к реке Кундурчу (ныне в Самарской области) к месту сражения с войсками Тохтамыша ?

- С.Б.: Я бы не стал искать пути Тамерлана в районе Орска. Его личность и всё, что с ним связано, сильно мифологизирована. На мой взгляд, он переправлялся в районе Беляевского или Саракташского районов. На эту «славу» претендует Соль-Илецкий район.

- «АиФ Оренбург»: А насколько правдоподобны следы золотоордынцев в Светлинском районе, где был обнаружен клад с монетами Золотой Орды?

- С.Б.: Обнаружение монет ни о чём не говорит. Их можно обнаружить далеко от тех территорий, где они имеют денежную ценность. Например, арабские дирхемы (монеты, введённые в обращение в конце VII века) находили в Пермском крае. Энцы и ненцы делали украшения из средневековых монет.

- «АиФ Оренбург»: Вернёмся к Шикашину. Удалось ли вашей экспедиции найти его следы?

- С.Б.: Казаки называли его ещё «Голубым городком», возможно, потому что он находился у воды. А, может, и по другой причине. Из-за отсутствия точных координат города район поисков пришлось расширять. Мы искали его признаки на суше. На лодках мы смотрели обнажения береговой линии.

- «АиФ Оренбург»: То есть его как Атлантиду могла поглотить вода?

- С.Б.: Да, мог «съесть» Урал. Его крутые излучины за год уничтожают до 50 метров берега. Его могли разграбить «чёрные копатели»: у ногайских татар, как, например, у сарматов, тоже были ценные вещи: серебряные зеркала, золотые украшения.

- «АиФ Оренбург»: Но если он существует, то на какой глубине может залегать?

- С.Б.: На небольшой. В принципе должны сохраниться жилищные впадины, следы валов на глубине от полуметра до двух.

-«АиФ Оренбург»: Не томите. Находки есть?

 - С.Б.: Мы тщательно обследовали берег и островки (большую помощь нам оказали лесники, которые знают все тропки) и, видимо, нашли следы города. Но не там, где предполагалось (не в устье реки Киндели и одноименного села Ташлинского района), а на восемь км юго-восточнее - возле села Бородинск. На подрезанном берегу мы обнаружили обломки кирпичей, покрытых сине-зелёной глазурью - явный признак общественного здания ногайских татар. Этим кирпичом могла быть облицована мечеть или мужской клуб, которыми были бани. Эту традицию татары заимствовали у волжских булгар: в центре города располагать торговые ряды, купеческие лавки, хоромы правителя, мечеть, бани. Изразцовый кирпич сделан из глины с красителем - кобальтом. Это сложная технология, когда заготовка прокаливался до состояния керамики.

 Что у нас от золотордынцев?

- «АиФ Оренбург»: Раньше ничего подобного в том районе не находили?

- С.Б.: Все прежние артефакты связаны в основном с казачьими поселениями XIX-XX веков. Кроме кирпичей, нам посчастливилось найти бытовые вещи: плоские оселки для заточки ножей, сабель, обломки посуды, покрытой глазурью, характерной для позднего средневековья. Опасаемся только, что окраина Бородинска активно застраивалась два последних века и древний город может быть утрачен. Нынешняя экспедиция была рекогносцировкой , мы туда ещё вернёмся для раскопок. Межгосударственный природный и культурно-исторический парк, который там планируется открыть, приобретает новую привлекательность. Помимо редких растений и животных (там можно увидеть, как строят плотины бобры, как в кустах бегают и хрюкают кабаны, огромное количество птиц: мы видели стаю лебедей, орланов - самую крупную хищную птицу на границе Европы и Азии), уникального пойменного леса из зарослей тополя, ивы с примесью дуба и липы, можно будет познакомиться с древней историей края, которое определила наше настоящее.

Все места, какие занимают современные населённые пункты, имевшие стратегическое значение для нашего региона в XVIII-XIX веках (вдоль оренбургской крепостной линии), возникли на месте ногайских поселений. Нынешние автомобильные трассы во многом повторяют дороги ногайских татар: они выбирали удобные маршруты для лошадиных повозок, мы для машин. Мы воспроизводили и воспроизводим структуру и организацию государственности Золотой Орды. Не стоит тешить себя мыслью, что далеко ушли от Средневековья. Современное российское государство со своей неопределённой административно-территториальной структурой весьма походе на золотоордынское. У нас более 80 субъектов Федерации, и каждый имеет свою модель взаимоотношений с центром, фактически «ярлык на княжение». Законодательство во многом воспроизводит черты золотоордынского.

- «АиФ Оренбург»: Например?

- С.Б.: Функции социального обеспечения и здравоохранения у нас слабо выполняются. Ценность государства превыше ценности человека, личности, индивидуальности. Так было в эпоху Средневековья, потом в государстве Московском, в Российской империи, в СССР. Ленинский план национально-территориального устройства Советского Союза – практически реализация золотоордынского принципа.

История живет мифами, но они ведут не только в тупик, тьму невежества. Они побуждают пытливых умом людей совершать открытия. В истории всё взаимосвязано. Мы являемся генетически, антропологически, политически наследниками народов, которые жили на данной территории до нас. Архетипы нашего сознания определят жизнь наших потомков.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах