Появятся ли в нашем провинциальном городе местные Феллини, покажет время. Сейчас же можно с уверенностью сказать: увы, настоящее кино пока нам только снится.
Рекордная спешка
Изначально предполагалось, что первое творение, которое увидет оренбуржцы будет называться «Остров цикад». О съемках этой полнометражной ленты о молодом поэте рассказывали многие СМИ ещё летом, «АиФ» тоже не остался в стороне. Выйти фильм должен был к декабрю. Но на днях его создатели заявили, что он ещё не готов - идёт озвучка. Но они преподнесли сюрприз: показали короткометражку «Электричество», аккурат накануне Дня Святого Валентина. Всё логично: кино- то про любовь. «Электричество – это то, что возникает между мужчиной и женщиной. Всё, что мы делаем - это электричество, причём оно может, как убить, так и оживить», - пояснила Вера Арнгольд, автор сценария и продюссер.
Хронометраж картины – 30 минут. В ленте задействованы актеры Областного драматического театра, но главные роли достались не им. Центральные персонажи вообще оказались не оренбуржцами. Юлия Тоненко – хоть и выпускница оренбургского института искусства и культуры, но сейчас она живет и работает в Уфе. Дмитрий – студент философского факультета УрФу и актер самодеятельного театра в Екатеринбурге.
«Мы сняли фильм всего за три дня. Срок рекордный. Михалков бы схватился за голову», -говорит Вера.
К чему было так спешить, непонятно. Такие гонки оправданы, когда снимаешь репортаж для телевидения: надо же показать новость быстрее, опередить коллег. Зачем нужна скорость в кино, тем более провинциальном – вопрос. Может быть, потому что другие творческие группы тоже претендует на звание тех, кто снял «первый оренбургский фильм»? Или все от того, что главные герои живут не в Оренбурге? Так тогда почему не пригласить всех «наших»?
Перед началом сеансы организаторы объявили: в кассе ни одного билета нет, все продано (они стоили символические 100 рублей). А режиссер картины Олег Маслов пояснил: «Людям хочется смотреть свое родное, видеть знакомые лица и улицы, простые истории. Голливуд надоел». На счет Голливуда, конечно, можно поспорить (билеты на блокбастеры в кассах не очень-то и залеживаются), но не будем.
«Наш фильм – это один день из жизни горожанки, которая ищет свою любовь, но ей попадаются какие-то суррогаты. Но в конце дня появляются мужчина с электрическим фонарем, и все меняется», - рассказали перед премьерой создатели.
«А был ли мальчик?»
Начинается. Зал полон, но свободное место все-таки найти несложно, несмотря на отсутствие билетов в кассе. Первые кадры привлекают внимание. Начало фильма, кстати, оставило самое приятное впечатление, во многом благодаря прекрасной игре известного оренбургского актера. Сергей Шахмуть исполнил роль любовника, который общается со своей пассией с помощью скайпа. Дальше приятности закончились. Например, не особо впечатлила операторская работа. Были красивые и запоминающиеся сцены (например, ночью на крыше), но они не в большинстве.
Большие вопросы вызывает главная героиня. Было заявлено, что мужчины ей попадаются не те. А что мы знаем о ней самой? Практически ничего. Живет одна, в квартиру приглашает то какого-то «другу Лешу», то (причем в тот же день) соседа-незнакомца с фонарем. В общем, не вызывает она эмоций на тему «Какая прекрасная и умная девушка, что ж вокруг все мужики-козлы?».
Создатели говорили о том, что между героями возникло электричество. Фонарь – как символ зарождающегося чувства, идея, конечно, классная. Эта действительно символично. Но почему-то эта история не тронула. Может быть из-за легмосленности главной героини (кстати, ее возлюбленный Дима изрекает фразу, которую можно назвать ключевой в ленте: «Ты еще сама не знаешь, чего хочешь!»). Создается впечатление, что она готова закрутить роман с любым, кто ее приголубит.
Концовка оставила очень много вопросов. Дело в том, что на утро новый возлюбленный девушки исчез. Она отправилась в квартиру, откуда он якобы пришел, но незнакомая женщина сказала, что жил здесь какой-то Дима лет пять назад, но то ли уехал, то ли с крыши прыгнул. Девушка с удивлением вернулась к себе в квартиру и увидела там фонарь. Все. Хэппи энд.
Спрашивать авторов произведения на тему «Что вы этим хотели сказать?» - дурной тон. Но, увы, я не сдержалась. Правда, на вопрос «А где же Дима?» - четкого ответа не получила. «То ли он ей приснился, то ли действительно был», - уклончиво ответила Вера Арнгольд.
Культурное молчание
Исскуство должно вызывать эмоции. От хорошего фильма или смеешься, или плачешь, или пытаешься переосмыслить свою жизнь. Здесь, увы, лично у меня этого не произошло, хотя очень хотелось испытать настоящий «катарсис».
После сеанса все желающие могли не только задать появившиеся вопросы, но и обсудить фильм. Авторы получили благодарности, за то, что они проделали такую работу. И правда, есть, за что сказать «спасибо»: мало кто сегодня готов браться за новый вид творчества, при этом, практически не имея финансовых средств и жертвуя основной работой. Но хочется, чтобы оренбургские киношники были немного скромнее. Ведь перед началом фильма прямо со сцены было сказано: «Мы все профессионалы!». Значит, и спрашивать с вас публика будет не как с провинциальных дебютантов, а как с маститых творцов.
Кстати, никто из зрителей после просмотра не решился высказать свое мнение публично: рассказать о плюсах кино, найти минусы. И я подозреваю, что это произошло не оттого, что картина вызвала такой ошеломляющий восторг, от которого пропадает дар речи.