Поводами для визита известного российского режиссера-мультипликатора Гарри Бардина в Оренбург стали презентация его книги воспоминаний «И вот наступило потом», а также премьерный показ нового мультфильма «Три мелодии».
АиФ-Оренбург: «И вот наступило потом» - это книга воспоминаний, почему вы решили попробовать себя в литературе?
Гарри Бардин: Я часто встречаюсь с детьми в мультипликационной студии – у них горящие глаза, они устремлены в будущее. А когда я вижу молодых людей, уже ставших режиссерами, вижу потухший взгляд, они не знают, как себя применить. Я захотел рассказать про себя, чтобы сподвигнуть ребят: при желании и стремлении все получится! Эта книга дает представление, из какого сора вырос я как режиссер.
АиФ-Оренбург: А как родилось название книги?
Гарри Бардин: Эти слова мне подсказал мой внук. У него есть три машинки: пожарная, милицейская и скорая, он ими руководил «Ты поедешь туда, потом ты туда, и ты потом вот туда». Потом сделал паузу и сказал «И вот наступило потом!». Чем не название для книги?
АиФ-Оренбург: Сложно ли было перейти от режиссуры к литературе?
Гарри Бардин: Я же не менял профессию! Я всегда выступал автором своих фильмов, писал сценарии, выдумывал другие миры. Здесь была сложность как раз ничего не выдумать, быть предельно искренним.
АиФ-Оренбург: Как вы относитесь к современным иностранным мультфильмам?
Гарри Бардин: Есть очень хорошие работы: «Аватар» или «Шрек», например. Я выступаю против того, что мы начинаем копировать американскую мультипликацию и делать «а-ля». Истории про богатырей – это вроде и наше, и не наше, потому что сделано по их лекалам. У нас есть своя школа – сокровищница советских мультфильмов, мы должны быть похожими на самих себя.
АиФ-Оренбург: И все-таки сегодняшние мультфильмы – это немного не то, что было раньше?
Гарри Бардин: В современной мировой мультипликации мне не хватает идеи - о чем кино. Покадровая съемка очень мучительна, требует большого терпения и силы воли. Делать что-то, чтобы кто-то посмеялся, я не хочу.
АиФ-Оренбург: А должна ли быть в современных киноработах или мультфильмах национальная идея?
Гарри Бардин: Национальную идею, как в песне, ищут в потемках и не могут никак отыскать. Я думаю, что национальной идеей должно стать чувство собственного достоинства. Этого не было у нас никогда, нет и сейчас. Государство должно поставить человеческую жизнь выше всего – чтобы тебя нигде ничего не оскорбляло: ни запах в туалете, ни окружающие. Тогда ты можешь вывешивать флаг, петь гимн и говорить «спасибо» стране, давшей тебе возможность прожить жизнь красиво.
АиФ-Оренбург: Думаете, это можно воспитать?
Гарри Бардин: Сначала надо воспитать руководителей страны. Как говорит мой сын, силком для руководителей страны должно быть их отношение к культуре. Они же хотят идеологии, а не культуры.
АиФ-Оренбург: Так что ждет нашу анимацию?
Гарри Бардин: Спросите что-нибудь полегче. Что ждет нашу культуру, что ждет нашу экономику, что ждет нашу страну? Не знаю. Мы уже переживали и заморозки, и оттепель, и снова заморозки. Боюсь, что оттепели я не дождусь, мой сын и внук это увидят, скорее всего.
АиФ-Оренбург: Вы родились в Оренбурге и теперь частенько сюда возвращаетесь…
Гарри Бардин: Да, я прожил здесь не очень долго, первые 3,5 года. Отдаю ему городу дань, что он приютил здесь меня и маму во время войны, меня бы не было без этого города. Поэтому, считаю, что правильно, что первый показ нового мультфильма состоится в Оренбурге.
ДОСЬЕ
Гарри Бардин родился в 1941 году в Оренбурге. Закончил в Школу-студию им В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького, работал драматическим актером в театре им. Гоголя, снимался в кино. Работал режиссером-постановщиком в Московском кукольном театре.
На киностудии «Союзмультфильм» за 15 лет снял 15 фильмов, отмеченных многочисленными призами на Родине и за рубежом. В его копилке свыше 80 наград, в том числе пять высших кинематографических премий России «Ника», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.
Гарри Бардин работами в жанрах пластилиновой и кукольной анимации. Режиссер-аниматор снял свыше 20 картин, среди которых «Приключения Хомы», «Летучий корабль», «Брэк», «Банкет», «Гадкий утенок».
В 1991 году вместе со своей группой Гарри Бардин основал собственную студию «Стайер», где работает и по сей день.