Жители и приезжающие к нам гости Оренбурга, прогуливаясь по центру, нередко бывают неприятно шокированы тем бардаком, что творится на дорогах и даже тротуарах. Машины припаркованы чуть не в три ряда, заезжают на пешеходные и велосипедные дорожки, раскатывают «в ноль» газоны. Такого автобеспорядка сегодня нет уже практически ни в одном крупном городе страны.
Город для машин?
Оренбуржцы, побывавшие в Казани, Уфе, Нижнем Новгороде, не говоря уже о Москве и Петербурге, хвалят благоустроенные исторические центры этих городов, возможность погулять по просторным тротуарам, насладится видами зданий… В Оренбурге же прогулка по центру зачастую превращается в «петляние» между капотами заехавших на тротуары машин.
- Паркуются на тротуарах, во дворах, на узких проездах, на газонах. Пройти, не то, что проехать – невозможно! А ведь и в нашем городе есть что посмотреть в центре – наши музеи, старинные дома, да просто особая архитектура. Но что творится на улицах? Весь центр Оренбурга – одна большая парковка, - возмущается депутат Оренбургского городского Совета Сергей Николаев.
- Там не вырубят дерево ради парковки, в центре города машины оставлять очень дорого, а штраф за неправильную парковку – 5000 рублей, - говорит Николаев.
В администрации Оренбурга поясняют: для автовладельцев сегодня есть многоуровневые парковки, в частности, одна расположена прямо в центре города. Но значительная часть машиномест в существующих многоярусных автомобильных стоянках, введенных в эксплуатацию, не используется и пустует. Люди предпочитают парковаться в шаговой доступности от места своего пребывания. В центре города имеются парковки, но следует учитывать исторически сложившуюся плотную застройку центра, то есть просто так выбрать место для новых парковок не просто.
Держать на контроле
Если брать опыт крупных городов, где удалось решить проблему организации дорожного движения в историческом центре, то применяемых методов тут два. Во-первых, это создание зон платной парковки, что дисциплинирует автовладельцев и позволяет получить средства для благоустройства центра.
Во-вторых, неотвратимость наказания за неправильную парковку, выезд на тротуары и блокировку движения полос для общественного транспорта.
Прежде в Оренбурге за соблюдением правил движения и остановки транспорта следили автоматические комплексы «Паркон». Но сегодня они отключены и больше не работают.
- А в чем проблема? Пытались вроде бы тоже фиксировать нарушения, особенно после ремонта Володарской, Краснознаменной, Кирова. Улицы более ли менее разгрузились. Сейчас опять автомобильный бардак. Отключили парконы? Для чего? Кому-то из начальства неудобно парковаться далеко? Когда уже, наконец, начнут думать о людях. Это вопросы не только эстетики, но и безопасности, - недоумевает Сергей Николаев.
Более того, в городе определённо наблюдаются проблемы с работой и прочих систем фиксации нарушений ПДД. В частности, плохо работают системы контроля пересечения стоп-линий и проезда перекрёстков на запрещающий сигнал светофора. Как результат – резко растут риски аварийности на самых оживлённых магистралях города. Только вроде навели порядок, и вот снова появляются «торопыги», выскакивающие на перекрёстки даже через 10-15 секунд после того, как горит «красный».
Понятно, что таких системы контроля на дорогах, что называется, выбешивают. Но разумные водители понимают: правила движения написаны кровью, и нарушитель не только рискует сам, но и может подставить совершенно невиновного человека.