Почти весь рабочий день ждал экипаж ГАИ наш читатель, житель областного центра Алексей, попавший в аварию на улице Брестской. Инспекторов он вызвал полдесятого утра, а оформление всех протоколов закончил только в четвёртом часу пополудни.
14 часов пришлось ждать ДПС ещё одному бедолаге, попавшему в аварию в Восточном посёлке, на улице 16 линия. Его супруга Алина даже горячий ужин мужу носила прямо в разбитую машину и горько пошутила - теперь водителю, кроме «запаски» и аптечки, необходимо иметь ещё палатку с раскладушкой и сухпаёк на неделю. Мало ли, царапнут где-нибудь вдали от дома и заботливой жены - так хоть с голоду не умереть, дожидаясь гаишника…
Сокращение на четверть
Сами сотрудники дорожной полиции признают проблему с длительностью оформления ДТП. Причём появилась она сравнительно недавно: ещё весной средний срок прибытия экипажа ГАИ составлял около часа-полутора. Объясняются нынешние очереди «на авторазборки» просто: дорожно-патрульная служба в рамках проводимой реформы полиции почти на четверть сократила свой численный состав.
- Если раньше мы имели в распоряжении целый полк сотрудников, то сегодня «ужались» до батальона, - рассказывает Начальник Управления ГИБДД УМВД России по Оренбургской области, полковник Валерий КОВАЛЕНКО. - Причём непосредственно оформлениями аварий занимается в городе четыре экипажа. Учитывая, что ежедневно в Оренбурге происходит порядка 100 дорожно-транспортных происшествий, можете представить, какая нагрузка на этих сотрудников. Приходится нам снимать с дежурства другие экипажи и их тоже отправлять на оформление ДТП, отвлекая от главной задачи: обеспечения безопасности движения.
Без бумажки ты - букашка?
Между тем, по словам Валерия Коваленко, реально нет необходимости выезжать инспекторам на каждый автомобильный «тычок». Сотрудники ГИБДД должны на месте составлять протоколы только в том случае, если в аварии пострадали люди (таких в городе ежедневно происходит не более 3-4). Если же повреждения получили только машины, водители сами могут составить схему ДТП и заверить её в ближайшем отделении ГАИ,а не ждать часами инспекторов.
Более того, страховые компании по полису ОСАГО с прошлого года обязаны возмещать ущерб в аварии до 25 тысяч рублей и вовсе без справок из ГИБДД. Каждый водитель получает вместе с полисом памятку и бланк так называемого «европротокола»: казалось бы, заполняй на месте, ставь подпись и через 10 минут - свободен. Но не тут-то было! С февраля прошлого года в страховые компании Оренбуржья не поступило ни одного такого заявления о возмещении ущерба. Причина в том, что страховщики попросту отказывают в выплате, если нет справки и схемы аварии из ГАИ. Вот и приходится водителям из-за каждой царапины вызывать экипаж на оформление.
- Это просто безобразие! - комментирует ситуацию Валерий Коваленко. - Страховщики нарушают закон, отказывая в возмещении! Водители должны активнее с этим бороться, обращаться в прокуратуру и суд…
С одной стороны, вроде бы всё правильно говорит главный автоинспектор области. А с другой, зная расторопность наших судов и оперативность прокурорских работников, проще уж и в самом деле подождать гаишника. Тут хоть за 14 часов, но есть шанс всё оформить и получить деньги со страховщика. А если делать всё по закону, так и пять лет можно по судам бегать. Причём без всякой гарантии выиграть процесс.