Оренбург, как и многие города нашей страны, накрыла модная тенденция: родители поголовно увлечены ранним развитием своих детей. Но научить ребёнка просто читать недостаточно, ведь с детской точки зрения этот процесс монотонный и быстро утомляет. Куда легче и интереснее посмотреть мультфильм, где всё само прыгает, бегает и разговаривает.
Как правильно привить ребенку любовь к чтению и какие полиграфические изыски в этом помогут, мы узнали у Елены Халыковой, заведующей отделом обслуживания Оренбургской областной детской полиэтнической библиотеки.
Игровое чтение
- Елена Владимировна, с какого возраста к вам приходят дети?
- Наша библиотека обслуживает детей от 0 до 14 лет. Почему я говорю от нуля? К нам можно заехать прямо из роддома, как раз по пути. Мы обслуживаем и беременных женщин, которые читают ребенку вслух, когда он находится еще в утробе. Знакомство с книгой должно происходить с самых ранних лет.
- То есть детей нужно заинтересовать книгой?
- Да, они должны быть мотивированы к чтению, и немалую роль в этом играет полиграфическое оформление. Кроме того, что книги должны быть познавательными и очень красочными, издатели придумывают новые ходы. Сейчас в образовании популярен деятельностный подход – ребенок должен быть вовлечен в процесс. В нашей библиотеке есть книга на колесах – про автомобили – почитал и поехали.
Книги-погремушки, книги со шнурками, книги-пазлы, с игрушечным пистолетом АЗС, которым «заправляется» нарисованная машина. Причем они совершенно безопасны: книги легкие, нет мелким деталей, которые можно проглотить, нет острых углов и бумага не поранит кожу. Популярны книги с музыкальным сопровождением, где из динамика можно услышать буквы алфавита или звуки животных. Есть даже прорезиненные книги для ванны, с ней ребенок может и купаться, и плавать в бассейне.
Библиотекарь как врач
- Разве допустимо такое обращение с книгами?
- Я не думаю, что это плохо. В детстве мы играли со всем, что попадалось под руку - и с ложкой, и с едой - это не значит, что сейчас мы плохо относимся к этим вещам. Книга должна быть неотъемлемой частью жизни детей. Тут работа библиотекаря в чем-то схожа с педиатрами. Когда ребенок приходит в больницу, то пугается докторов, и его отвлекают игрушками. Мы работаем также: сразу завлекаем деток, чтобы они не боялись приходить к нам в будущем. Ребенок не должен бояться открывать книги, а наоборот, учиться говорить, дополнять автора, спорить с ним. Из маленьких чтецов потом вырастут взрослые образованные люди.
- Что предлагаете детям постарше?
- В любом возрасте нас привлекает что-то необычное. Книга – не исключение, к изданиям очень часто идут дополнения. В энциклопедии это может быть мобильная лаборатория научных экспериментов с градусником, пробирками, приборами, в современных книгах о пиратах нередки инкрустации цветными камнями «под сокровища».
Для более взрослых есть книги с вложениями, кармашками, тайниками. Модно выпускать книги с аксессуарами: в современном издании о войне, например, за отогнутым котелком можно найти дополнительную информацию о посуде, а за закрывающимися ставнями – чье-то лицо. Из ножен вынимается «холодное оружие» – дети убеждаются, что в книге всё по-настоящему, достоверно.
Учимся мечтать
- Есть ли проблема, что дети перестают читать?
- Не совсем так. Подростки меньше берут печатные книги у нас, но они черпают литературу в Интернете. Я бы сказала, что проблема немного иная: дети не любят читать большие произведения, не любят смаковать подробности, например, описания природы. Им надо так: кто герой, что он сделал, какой результат получился. Большой популярностью у нас пользуются короткие рассказы.
- А классика?
- Хорошо оформленная и книга и качественная полиграфия делают свое дело. Берешь «Капитанскую дочку» и ощущаешь мягкое прикосновение бархатного переплета... Книга сама по себе требует уважения, но эти экземпляры наши читатели берут в руки с особым трепетом. Я считаю, что классические произведения должны издаваться в классических форматах, а современные – в иных вариациях.
Сейчас малыши имеют больше возможностей познакомиться с разными букинистическими новинками, чем наше поколение: даже если нет возможности приобрести литературу, она есть в библиотеках, их можно читать и здесь, и брать домой. С современными книгами дети могут почувствовать себя и исследователями, и полководцами, и географами, они учатся мечтать.
Смотрите также:
- «В одно касание». В Оренбурге открылась выставка акварельной графики →
- Хранилище знаний. Какие книги просят ученики в школьных библиотеках? →
- В Тюльганском районе открыла свои двери детям «Солнечная страна» →