Антикоррупционные меры правительства Орловской области касаются контроля за распределением и расходованием бюджетных средств, распоряжения областным имуществом, тарификации энергетических ресурсов, использования земельных участков, недропользования, а также в операциях по закупке товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, - сообщает Центр политического анализа.
На протяжении последних месяцев областным правительством была проделана масштабная работа по изменению законодательства в целях борьбы с коррупцией. Новеллы, в частности, призваны обеспечить открытый доступ к информации о деятельности органов власти Орловской области, а все законопроекты проходят обязательную антикоррупционную экспертизу. В результате региональное законодательство было очищено от факторов, порождающих коррупцию. Концентрация внимания губернатора Потомского на очистке регионального законодательства от коррупциогенных факторов позволила только в прошлом году обеспечить сплошную антикоррупционную экспертизу 3 144 проектов и 8 действующих нормативно-правовых актов, вследствие чего были выявлены и исключены соответственно 187 и 6 коррупциогенных статей.
Опыт Орловской области может быть распространен и на другие регионы. Вадим Потомский представил свои предложения в Национальный план противодействия коррупции на 2016—2017 гг. «Важно сформировать систему оценки антикоррупционной деятельности на местах по конечному результату. В План целесообразно было бы включить проведение ежегодных социологических опросов населения и бизнес-сообщества, чтобы узнать реальную оценку антикоррупционной работы. Методика опросов должна быть единой для всей России. И обязательно следует предусмотреть „реакцию“, меры, предпринимаемые по итогам таких исследований», — заявил он.
Еще одним направлением борьбы с коррупцией в Орловской области стало наведение порядка в сфере государственной собственности. Правоохранительные органы взяли в разработку дело об отчуждении от государства акций ОАО «Орловская нива». В 2010 году 99,98% доли области в холдинге «Орловская Нива» были приватизированы за 14 млн рублей агрокомплексом «Юность», контролируемым местным олигархом Сергеем Будаговым.
При этом только размер уставного капитала ОАО «Орловская Нива» составлял 796,241 млн рублей, площадь земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество общества составляло 268 995,07 кв. м, а арендуемых земельных участков сельскохозназначения — 10 408,22 га. К тому же «Орловской Ниве» принадлежали доли в дочерних предприятиях: ОАО «Орелхлеб»- 67,52%, ЗАО Горпищекомбинат «Мценский» — 100% , ОАО «Кромской маслозавод» — 84%, ОАО «Нива-Плодоовощ» — 100%, ОАО «Глазуновский маслозавод» — 25%, ОАО «Агрофирма Нива-Никольское» — 51,1%, ООО «Нива-Строймонтаж» — 100%, ООО «Ресторанно-гостиничный комплекс «Орловское Полесье» — 100%, ООО «Змиевский мясокомбинат» — 100%, ООО «Нива-Михайловское» — 100%, ООО «Ливенский комбинат хлебопродуктов» — 100%, ЗАО «Крытый рынок «Орловская Нива» — 25%, ОАО «Нива-Хлеб» — 64,7%, ООО «Нива-Хлеб» — 100%. Весь этот агрокомплекс полного цикла с агрохозяйствами, фабриками, комбинатами, складами, автоколоннами, магазинами, ресторанами и рынками, оцениваемый экспертами в сумму свыше 3 млрд рублей, «ушел» в частные руки за 14 миллионов. Благодаря настойчивости губернатора Потомского правоохранительные органы взяли дело об отчуждении акций в разработку, а прокурор Области — под личный контроль. В настоящее время следственные действия продолжаются.
Серьезные разбирательства прошли и по муниципальным предприятиям. МУП Спецавтобаза г. Орла, которую сейчас лихорадит с задержками по зарплате и прогрессирующей убыточностью, годами не обновляла автопарк и материально-техническое оснащение, расширяла управленческий персонал, экономила на рабочих профессиях. Доведенное до плачевного состояния предприятие хронически не справлялось с уборкой города от мусора и снега, чем вызывало многочисленные нарекания жителей города и служб экологического надзора. Между тем, Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла десяток лет до этого занималась несвойственными ее профилю функциями. Они даже были прописаны в ее уставной деятельности — «Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях». Говоря проще, орловский «трест очистки» имел собственные лесные угодья и охотничьи хозяйства, выдавал лицензии на отстрел диких животных, заботился о кабаньем стаде и поголовье зайцев, устраивал гнездовья уток, обустраивал прудовые хозяйства, организовывал досуг VIPов на охотничьих заимках. Стоит ли гадать теперь, как и с чьей поддержки ведущее унитарное предприятие города отдалилось от насущных задач по уборке мусора, запустив и обескровив свой производственный комплекс и измотав бюджет просьбами о дотациях. Сейчас губернатор вынужден спасать муниципальное предприятие, подставив плечо предприятия областного ГУП «Дорожная служба». Для сохранения функционального профиля предприятия, его материально-технической базы и коллектива в настоящее время рассматриваются меры по санации и экономическому укреплению спецавтобазы.
Также по поручению губернатора Вадима Потомского осталось без собственных охотничьих угодий и другое дотируемое бюджетное муниципальное предприятие — Трамвайно-троллейбусное управление. Жители региона с удовлетворением встретили эту новость шуткой, что наконец-то транспортное предприятие будет ловить «зайцев» на городском транспорте, а не выдавать лицензию на их отстрел в лесах.
Идет следствие и по делу о бывшем МУП, позднее ОАО со 100%-м пакетом муниципальных акций «База строительных товаров». Это крупнейший в городе рынок стройматериалов и сопутствующих товаров. Из 21,9 тыс. кв. м земли, закрепленных за базой в 1992 году, более 15 тыс кв.м «ушли» в частные торговые фирм, аффилированные к бывшему гендиректору муниципальной базы депутату В.Рыбакову. Вместе с площадями, торговые павильоны, товары, товарооборот, прибыль. Возбуждено уголовное дело, проводится следствие.
В результате предпринятых мер антикоррупционная политика в Орловской области была отмечена первым заместителем генерального прокурора России Александром Буксманом. На коллегии Генпрокуратуры, посвященной итогам работы в первом полугодии 2015 года, Буксман напомнил, что закон, обязывающий чиновников представлять сведения о расходах, вступил в силу 2,5 года назад. «За 2,5 года работы этого закона только прокуроры Приморского края и Орловской области обратились в суд — по заявлению о взыскании в доход государства приобретений, не подтвержденных доходами чиновников», — отметил он.
Уголовные дела против «знатных» бизнесменов и экс-чиновников, замешанных в коррупции, в Орловской области являются обычным делом и уже никого не удивляют. Только в 2014 году следственными органами СК России по Орловской области было возбуждено 126 коррупционных дел. За 6 месяцев 2015 года количество направленных в суд коррупционных дел увеличилось на 56%. За каждым расследованием стоят десятки юридических лиц, миллионные пакеты акций, выведенные имущественные активы, укрывательство от налогов, взятки.
Смотрите также:
- В Оренбуржье специалист министерства культуры оштрафован за незнание законодательства →
- Прокуратура считает, что программа по борьбе с наркоманией в Оренбуржье не работает →
- «Мелочи» стоят дорого. Сбой системы, или процедурные ошибки? →