Ещё большее восхищение внушает вторая дата - 50 лет творческой деятельности.
О том, почему выбор пал именно на музыкальный театр, какое время сейчас переживает театр и почему молодое поколение одновременно талантливое и «потерянное», Анна Ивановна рассказала после своего бенефиса, который прошёл 13 февраля.
Из токарей - в артистки
- Анна Ивановна, почему вы выбрали театр, причём музыкальный?
- Свою творческую деятельность я начинала у балетного станка - училась классическому танцу в родном Туапсе. А актёрскую судьбу мне предсказал отец. Они с мамой встретились, когда играли в спектакле «Без вины виноватый», оба были актёрами, мама хорошо пела. Папа как-то сказал: «Моя дочь обязательно станет актрисой». Он без вести пропал на фронте во время войны и так и не узнал, что его пророчество сбылось. А я пробовала себя в танцах. Уже в шесть лет я впервые вышла на публику. Танцевала в номере «Заводная кукла» на сцене Дома культуры в своём родном Туапсе.
И с тех пор сцена стала моей стихией.
Судьба сложилась так, что я не смогла поступить в известные вузы в Москве - во ВГИКе отметили мой талант, но я не подошла по типажу, а в ГИТИСе провалила вступительный экзамен из-за простуды. В итоге моё первое образование токаря-металлиста, которое я получила после войны в ремесленном училище в Волгограде. Там я начала петь в художественной самодеятельности. А потом был экспериментальный набор в Волгоградское музыкальное училище, по окончании которого меня пригласили на работу в театр музыкальной комедии Волгограда. Потом я объездила практически весь Советский Союз - работала в Красноярске, Иркутске, Ижевске, Саранск, на Украине … и обрела свой дом в Оренбурге. Здесь я работаю уже 40 лет.
К слову, на свой бенефис я пошла на эксперимент. В спектакле «Ханума» я играю сразу две роли - Хануму и бабушку Ануш.
Время экспериментов
- Насколько сегодня театр открыт для экспериментов?
- Знаете, это палка о двух концах. С одной стороны, ничто не должно стоять на месте, даже искусство. С другой - сегодня очень часто в жертву экспериментам приносят смысл и внутреннее наполнение постановок. Даже в нашем театре есть спорные спектакли. Та же «Голубая камея», которая вызвала массу обсуждений. Да, это красивая постановка с хорошими костюмами, но сама пьеса более глубокая, а в спектакле, на мой взгляд, не полностью передали всю драматичность судьбы княжны Таракановой. Сегодня многие постановки сводятся просто к громкому, стучащему музыкальному сопровождению, за которым теряется основной смысл даже классических пьес. Зрители практически не думают о том, что происходит на сцене, почему это происходит, в чём смысл. И если более старшее поколение ещё помнит сюжеты «Сильвы» и «Летучей мыши», то молодые люди за всей этой мишурой ничего не видят. Несмотря на это, театр никогда не уйдёт в прошлое, его никогда не победит телевидение. Просто зрителя тоже нужно воспитывать.
Душевные лентяи
- В чём, по-вашему, причина таких изменений?
- В театре работают не только артисты, зрители также должны прикладывать немало усилий. Хороший спектакль требует осмысления, вызывает мысли, на обдумывание которых уходит не один день после посещения театра. Это глубокая работа над собой. Сегодня, к сожалению, общество стало душевным лентяем. Мы не хотим «включать мозги», не хотим ни о чём задумываться, не хотим искать ответы на сложные вопросы. Видимо, отсюда и идёт эта тяга к чему-то простому, неотягощённому философией.
Кроме того, когда я говорю о том, что зрителей нужно воспитывать, я в первую очередь имею в виду родителей, которые должны направлять детей, воспитывать в них вкус, тягу к прекрасному. Как-то я спросила свою маму: «Почему ты никогда меня не воспитывала?» Она мне тогда ответила: «У меня не было повода тебя воспитывать». Сейчас как раз такая ситуация, когда молодое поколение есть повод воспитать.
- Какое будущее для своего театра вы видите?
- Думаю, всё будет хорошо. Периоды экспериментов в искусстве приходят и уходят. Это цикличность, стоит вспомнить хотя бы времена Маяковского, Мережковского и Бабеля. Это было веяние времени, но потом все снова потянулись к классике, а этот период занял отдельную нишу в истории и вполне неплохо в ней существует. У нас в театре много талантливой молодёжи, но ей нужен грамотный руководитель - режиссёр, который поможет им раскрыться, который объяснит, что в нашей профессии важно до конца идти к своей цели чего бы это тебе не стоило. И тогда зритель обязательно будет тебе благодарен.
Смотрите также:
- Добро пожаловать к куклам: в Оренбурге открылся театральный сезон →
- Игорь Кваша: «Я не знаю, как можно отстраняться от чужого горя» →
- Кто оживит марионетку? Оренбургские кукловоды празднуют юбилей →