Примерное время чтения: 7 минут
706

Игорь Кваша: «Я не знаю, как можно отстраняться от чужого горя»

Игорь Кваша родился 4 февраля 1933 года в Москве. Отец, доктор химических наук, заведующий кафедрой МХТИ имени Д. И. Менделеева Владимир Ильич Кваша, погиб в 1943 году на фронте под Сталинградом. Мать, Дора Захаровна Кваша - сурдопедагог и дефектолог.

Он учился нормально до 7-го класса. Потом стал заниматься в театральной студии и школу забросил. Чудовищно прогуливал уроки, «выплывал» за счёт шпаргалок и подсказок. Увлечение театром началось ещё в детском саду, в Сибири, в г. Ленинск-Кузнецкий, куда его семью эвакуировали из Москвы в 1941 году. Юный актёр сыграл главную роль в постановке сказки «Морозко». Этот спектакль играли при полном аншлаге в городском театре и даже в госпитале перед ранеными. Уже спустя годы, учась в школе, Игорь читал стихи на школьных вечерах, а потом пошёл в городской Дом пионеров на улице Стопани. Там была замечательная театральная студия, из которой вышло очень много известных людей — Ролан Быков, Владимир Андреев, Виктор Соколов, Борис Рыцарев, Лев Круглый. Все мысли Кваши занимал театр, точные науки его не воодушевляли. В Доме пионеров был очень дружный коллектив и мальчик после уроков сразу мчался туда.

В 1955 году окончил Школу-студию МХАТ (курс А. М. Карева). С 1955 по 1957 год — актёр МХАТ им. М. Горького. С 1957 года — актёр московского театра «Современник».

В 1957 году Квашу пригласили в создававшийся театр «Современник». Вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым они стали основателями театра. В «Современнике» Игорь Кваша работает и по сей день. Своей блистательной игрой, интуитивным, подсознательным чувством каждой роли он очень быстро покорил зрителей. При этом и сам актер к зрителям всегда относился и продолжает относится с открытостью и глубокой неподдельной любовью. Все спектакли с его участием смотрятся на одном дыхании. Восторженные зрители нередко даже прерывают реплики актера аплодисментами.

Игорь Кваша и Марина Неелова в спектакле "Вечно живые"

Современник, 1970-е годы

 За долгие годы актер сыграл в огромном количестве спектаклей, наверное, процентах в 70 от репертуара театра. Пробовал он себя и в качестве режиссера. Им были поставлены: «Кабала святош» и «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, «Кот домашний средней пушистости» Войновича и Горина, «Балалайкин и К?» Салтыкова-Щедрина.

На сегодняшний день Игорь Владимирович Кваша - ведущий актер «Современника». В его театральном репертуаре - Гаев в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Рассказчик в «Балалайкин и К°» М.Е.Салтыкова-Щедрина, Папаша Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад» по мотивам позднего Достоевского, Фальстаф в «Виндзорских насмешницах» Уильяма Шекспира, Лестер в спектакле «Играем... Шиллера!» (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт»), Пьетро в «Титуле» Александра Галина, Саймон в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа, Степан Верховенский в «Бесах» Ф.М. Достоевского.

Не меньшую популярность принесли Игорю Кваше и кинороли, хотя сам он считает себя более театральным актером, нежели актером кино. Игорь Владимирович говорит: «Театр у меня всегда был на первом месте. Меня довольно часто приглашали на пробы, но я отказывался - считал, что кино может помешать моей работе в театре».

Дебютировал он в 1961 году ролью бойца Сени в военной драме Ильи Гурина «В трудный час». А первой большой работой актера стала роль молодого Карла Маркса в фильме Григория Рошаля «Год как жизнь». Игорь Владимирович признается, что играл эту роль с интересом: «Это был человек незаурядный, из тех, кто миры переворачивает. Он и перевернул мир». В дальнейшем режиссеры не раз приглашали Квашу на роль Маркса.

Замечательными работами актер отметился в 70-е и 80-е годы. Именно тогда на экраны вышли: комедия «Соломенная шляпка», спортивная драма «Жребий», мелодрама «Просто Саша», приключенческий детектив «Сыщик», кинопритча «Тот самый Мюнгхаузен», сказка «Сказки старого волшебника», комедия «Человек с бульвара Капуцинов». И везде его герои были разными, неповторимыми. Все они имели свое лицо, свой характер, свою судьбу. Они удивляли и раздражали, заставляли сочувствовать и ненавидеть…

Сам актер своей лучшей работой в кино считает роль Сталина в фильме Юрия Сорокина о Максиме Горьком «Под знаком Скорпиона», вышедшем на экраны в 1995 году. «Наверное, это единственная моя работа, на которую я могу смотреть со стороны, как будто это не я на экране», - признается Игорь Владимирович.

В последнее время талантливый актер выступает и в роли ведущего замечательной программы Первого канала «Жди меня». Сам Игорь Владимирович признается, что попал он туда случайно. Но, думается, есть все же какое-то провидение, что именно такой открытый, душевный человек стал ведущим этой передачи.

В одном из интервью он так ответил на вопрос «Сложно ли вести эту передачу»: «Собственно, вести передачу несложно, самое сложное – это нервное напряжение. Невозможно отделить себя от переживаний людей, которые приходят в студию. Сложность-то как раз эмоциональная. Например, когда уже взрослые люди очень хотят найти своих биологических родителей. Они выросли в прекрасной семье, а в младенчестве их сдала в детский дом мать-алкоголичка. Некоторые вещи начинают раздражать – например, бомжи, которые не сообщают матерям, где они, и бедная женщина годами мучается, не зная, есть ли у нее еще ребенок, жив ли он. Я понимаю, что поведение такого ребенка тоже основано на глубинных проблемах и трагедиях. И все же как можно просто не сказать матери, что ты жив? Есть у меня друг, очень хороший хирург, который всегда мучается вопросом: как не переживать сильно за больных во время операции? Он расстраивался и страдал так, что дело могло кончиться инсультом или инфарктом. Но и я не знаю, как можно отстраняться от чужого горя. Но самое главное в этой программе, это то, что люди смотрят ее и учатся быть добрее, учатся сопереживать. Эти как раз то, что советская власть старательно выбивала из людей. Это сейчас очень важно возобновить, когда столько насилия и жестокости».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах