Елена Борисова стала победительницей Первенства мира по пауэрлифтингу среди юниоров в весовой категории 57 кг с общим результатом 500 кг: 1 место в приседаниях — 200 кг, 2 место в жиме лёжа -112.5 кг, 1 место в становой тяге — 187,5 кг. А Дарья Ломацкая одержала победу среди девушек, выступая в весовой категории до 63 кг с суммой 470кг: присед — 182,5 кг, жим — 122,5 кг, тяга — 165 кг.
Оренбургские спортсменки вместе с тренером Виталием Бровковым рассказали корреспонденту «АиФ Оренбург» о том, какой ценой завоевано «золото».
«Судейство было жестким»
Анна Левина, «АиФ Оренбург»: С какими трудностями пришлось столкнуться на пути к победе? Было ли давление со стороны судей и соперниц?
Елена Борисова: Первый раз на соревнованиях такого уровня я выступала в прошлом году в Польше, тогда я стала четвертой, проиграв всем девушкам, у которых в этом году выиграла. У меня нет суперспособностей, особенных природных данных к этому виду спорту, все дается мне тяжело, но мой характер все компенсирует. В прошлом году после проигрыша, я дала себе обещание, что должна поехать на следующее первенство мира и победить всех. Но для этого мне нужно было вновь победить на российских соревнованиях, где у меня была очень сильная конкурентка, у которой я выиграла всего лишь 2,5 килограмма.
Подготовка к мировому первенству сначала шла нормально, даже удачно выступила на чемпионате России среди взрослых, стала в своей весовой категории пятой. Все шло хорошо, я стала прибавлять веса, но потом травмировала себе кисть на жиме, и некоторое время вообще не могла ничего делать. Начала заниматься через боль, но достигнутый ранее результат не возвращался. Очень переживала, волновалась, но про себя думала «надо», «нужно любой ценой победить». Потом я более менее восстановилась, веса вновь пошли вверх, но буквально за 3 недели до первенства мира неожиданно мои силы куда-то исчезли. Также были проблемы с визами. Чтобы улететь из США обратно в Россию, нам нужна была транзитная канадская виза. Мы подали все документы и тишина. До самого отлета в Москву было неизвестно дали визу или нет. За час до вылета в оренбургском аэропорту, узнала, что нам вернули загранпаспорта без виз. Я чуть не расплакалась. Я подумала тогда: « Раз у нас такие проблемы, значит, все в итоге закончится хорошо». В Орландо разница с Оренбургом 9 часов, первое время не могла по ночам спать. Мне не разрешили на соревнованиях выступать в своем поясе, потому что он не соответствовал международным требованиям, а я в нем жму хорошо. Начали с приседа, все три подхода села в зачет: 190, 197,5 и 200. Все до самого килограмма с тренером верно рассчитали, потому что, когда я присела 197,5 тяжело, тренер спросил «200 или 202». Я не стала рисковать и не ошиблась. Вставала очень тяжело, героический мой подход. А вот на разминке жима не смогла выполнить ни одного подхода. Выступала в поясе, который тренер взял у спортсменки из Норвегии, думала «провалюсь». Но уже первая попытка далась мне легко, а дальше мы продолжили и не стали рисковать. После удачного жима я была в борьбе за первое место с двумя американками. На тяге выбрали стратегию сразу опережать соперниц в весах, чтобы заставлять их рисковать. Два подхода успешно выполнила, а вот третий я не вытянула, думала что «конец, проиграла», даже не смотрела на турнирную таблицу. А у американок сумма весов была уже меньше чем у меня, и им нужно было тянуть намного больше в третьем подходе. Их риск не оправдался.
По-настоящему поняла, что победила, только когда вернулась в Оренбург. Не было даже времени побыть одной, осмыслить победу, порадоваться за себя.
Что касается давления, я сама боялась предвзятого отношения, потому что у меня был один судья американец. Боялась, что какие-то подходы будут не засчитывать, потому что на прошлом взрослом чемпионате мира судейство было очень жестким именно по отношению к россиянам. Но на себе я ничего не почувствовала. Судьи были справедливы ко всем, судили честно.
Дарья Ломацкая: У меня основной этап подготовки к первенству тоже начался только летом, тогда подвела небольшая травма – растянула плечо. Было много проблем с документами из-за того, что я несовершеннолетняя. Приходилось ходить к нотариусу, доверенности писать родителям.
На первенстве мира в первом упражнении мне засчитали только первую попытку, хотя на третью тренер подавал протест, но его отклонили. Если бы ее засчитали, было бы легче соревноваться. Другим спортсменам из других стран такие похожие попытки засчитывали. Но все равно я победила. А в целом, я довольна своим результатом. За последнее лето я сильно прибавила, если смотреть по последним стартам до первенства мира. Даже не думала, что на такое способна. Накала страстей я не чувствовала. Конечно, ощущалось, что это международный старт, но старалась относиться к нему как к обычному соревнованию. Старалась особо не думать, отвлечь себя. Быть «темной лошадкой» помогает, тебя не берут в расчет, не знают, на что ты способна. Между подходами я просто садилась на свое место и старалась не смотреть ни на кого, концентрироваться перед следующим подходом. На последних попытках тяги было видно, что у некоторых соперниц сдают нервы, та же Журбина немного расплакалась, когда шла на попытку. У меня есть такая особенность , что я не показываю свои эмоции на людях, ухожу в свои мысли.
Виталий Бровков: Не согласен с Дашей, судейство было жестким, но справедливым. Этот подход был спорным, один из трех судей его засчитал. Но у нас действительно была небольшая ошибка, над ней будем работать. Тогда у меня было предынфарктное состояние, а очень рассчитывал на ее первое упреждение - присед. Может Дарья и не чувствовала соперничества и давления, но таже ее казахская соперница Журбина приехала в США за победой, она была первой в мировом рейтинге, а украинка Дарья Русаненко - второй. Соперницы очень хорошо друг друга знали, не раз они между собой соревновались, Ломацкая для них была темной лошадкой. И моя тактическая борьба с украинскими и казахстанскими тренерами велась до последнего. Самый интересный был момент перезаявки веса первой попытки в становой тяге. Все до последних секунд ждали, какие веса укажут соперники. Я сделал хитрый ход - кинул на стол секретаря пустую карточку обратной стороной вверх , после этого свои заявки сдали другие тренера. Они увидели, что у меня пустая карточка, но возможности исправлять заявки у них не было. За восемнадцать секунд до конца перезаявки я посмотрел цифры соперников и заказал тот вес, который тактически не дал им шанса обойти нас.
«Ты не сможешь родить»
Своим рассказом вы развенчиваете стереотип о том, что в силовых видах спорта не очень нужен ум...
Виталий Бровков: Это только еще один стереотип о спорте. На самом деле тактическая борьба ведется во время всех соревнований, ты просчитываешь все. С Борисовой все было высчитано до граммов, с Ломацкой после технической огрехи в первом упражнении в остальных тактически не давали соперникам нас обойти. Во время соревнований нужно учитывать жеребьевку спортсменов, потому что она при равном заказанном весе играет важную роль, также собственный вес спортсмена, когда могут иметь значение даже 10 грамм разницы с соперником. Такие нюансы знакомы тяжелоатлетам, регламент соревнований у пауэрлифтеров с ними похож. Здесь нужно работать головой.
У каждого тренера свои тактические задачи, свои планы по их выполнению. Это интересно, нужно только понять, как все происходит. Я стараюсь, чтобы мои спортсмены во время выступлений не думали об этом. Дело спортсмена- грамотно выполнить то, что он умеет, задача тренера – понимать, чувствовать, на что спортсмен способен, и просчитывать тактические ходы соперников. У Борисовой соперницы американки в последних попытках пытались «накрывать» её результат: Джонсон была близка, а Лэнт даже заявила запредельные веса, ходила в тяге на мировой рекорд.
С какими еще стереотипами приходится сталкиваться спортсменам из силовых видов спорта?
Елена Борисова: Их много. Самые популярные - «ты не сможешь родить», «будешь похожа на мужика». Еще пауэрлифтеров часто путают с бодибилдерами. Все думают, что мы специально раскачаемся до невообразимых размеров.
Виталий Бровков: Еще один стереотип о протеиновых коктейлях, которые пьют спортсмены, якобы из-за них мужчины не могут завести детей. Все это фольклор, такие стереотипы возникают из-за безграмотности населения. В США протеиновые коктейли стоят на витринах обычных магазинов вместе с йогуртами и молоком. У многих до сих пор остается представление, что спортсмены, как 30 лет назад в подвальных качалках, принимают сильнодействующие вещества. Тогда действительно многие парни погубили свое здоровье. Многие считают, что, если ты занимаешься со штангой то, тоже принимаешь такие препараты. Мои спортсмены, которые выступают на международных соревнованиях, проходят строжайший контроль ВАДА . Даша и Лена перед первенством мира специально летали в Москву, чтобы сдать анализ на допинг и получили допуск. Их пробы отрицательные на весь список запрещённых препаратов ВАДА.
Дело в братьях
Дарья, Елена, как вы стали заниматься пауэрлифтингом?
Елена Борисова: Я раньше не знала, что есть такой спорт пауэрлифтинг. Недалеко от дома был тренажерный зал, куда ходил мой брат. Он меня туда и привел,заявив что ему одному лень ходить. Начала тренироваться, и в колледже познакомилась с парнем, который тренировался у Виталия Геннадьевича. Знакомый мне и сказал идти заниматься к этому тренеру, если я хочу добиться результатов. Мне так стыдно было идти к нему на первую тренировку, казалась, что ничего не умею, у меня тряслись руки. Это сейчас он нам как папка, а тогда волновалась сильно перед знакомством. А через 2 недели после начала тренировок у Виталия Геннадьевича я выступила на первых соревнованиях и выполнила первый взрослый разряд. А черезгод выполнила норматив мастера спорта России. Тогда думала, что на этом достижении остановлюсь, но вышло по-другому.
Дарья Ломацкая: Сначала я занималась фигурным катанием до 6 лет, потом года 4 занималась большим теннисом, но особого прогресса не было. Просто занимала свое время, а пауэрлифтинг меня затянул. Надоумил меня заниматься этим видом спорта старший брат. Сказал, что нечего лежать на диване, нужно фигуру подтянуть. Стала заниматься. А через какое-то время тренер позвал выступать на соревнованиях. Я согласилась и началось. Для меня важно, что я развиваюсь.
Я до сих пор не могу поверить, что стала победительницей первенства мира. До занятий пауэрлифтингом я ничем не отличалась от остальных, теперь у меня есть ощущение, что я немного необычная .Я стараюсь не быть серой мышью, но и не «звездить» везде.
Как окружающие отреагировали, когда узнали, каким видом спорта занимаетесь?
Елена Борисова: Сначала и мама, и папа были против того, что я поднимаю тяжести. Думали, что стану похожа на мужика, но потом они устали со мной бороться и приняли мой выбор.
Дарья Ломацкая: Мама вначале была против идеи брата, но потом стала моим самым главным болельщиком, папа сразу лояльно отнесся к мои занятиям. В школе первое время одноклассники брали на слабо в армреслинге, но потом они все утихли и стали радоваться за мои успехи, давали списывать, если я пропускала из-за соревнований уроки. Большинство учителей с юмором относились к моим пропускам, в школе я училась хорошо, поэтому мне верили, что я нагоню пропущенное.
Виталий Бровков: Пять лет назад, когда Елена пришла ко мне тренироваться, я спросил «зачем?», а она мне – «Я стану чемпионкой мира». Я скептически отнесся к такому заявлению, у нее ручки, ножки тонкие были, но она сдержала свое слово. Она прошла через много поражений, неудачных выступлений, слез. У Борисовой есть спортивная злость, порой даже не на штангу, а на меня. Она на каждом соревновании доказывает мне, что она самая лучшая.
Даша Ломацкая пришла ко мне 3 года назад вместе с мамой. Даше тогда было 12 лет, по сути, ребенком. Мы стали работать, генетика у Даши располагает к пауэрлифтингу. Уже через год она стала показывать неплохие результаты, стала выполнять норматив кандидата в мастера спорта России. В 14 лет я повез ее в Тюмень. На первом своем старте она заняла третье место на первенстве России среди девушек, причём вела борьбу за бронзовую медаль с еще 3 конкурентками, которые были старше нее. Ломацкая тогда еще толком не понимала, что происходит. Я заказывал ей веса, а она их поднимала. Тогда ее уже заметили опытные тренера, отметили ее как перспективную спортсменку. Сейчас Даша поднимает хорошие результаты, значительно превышающий мастерский норматив . К сожалению, по возрасту ей еще это звание не присвоили. Поэтому, 1 декабря ей исполнится 16 лет, а 6 декабря она будет выступать на чемпионате ПФО. Главное, чтобы у Даши сохранялось желание заниматься и добиваться новых побед.
Эмансипация пауэрлифтинга
Почему оренбургские девушки достигают высоких результатов на международных соревнованиях, а о парнях ничего не слышно?
Елена Борисова: Наверное, потому, что у парней нет такого характера как у нас. Не хотят стараться. Что-нибудь заболит и не могут заниматься. А мы- то не такие, мы думаем – поболит и перестанет. Но сейчас появились мальчики, по которым видно, что если не бросят заниматься, то могут достичь успехов.
Виталий Бровков: Пока в оренбургском пауэрлифтинге царят девушки. За последние годы на международных соревнованиях Оренбуржье представляла несколько спортсменок. Елена Букина, победила на первенстве мира среди ветеранов в 2014 году, в 2015 на юниорском первенстве первое место заняла Примакова Ирина, в 2016 Елена Борисова была четвертой, а уже в 2017 году Лена и Даша победили на первенстве мира в своих весовых категориях. Наша областная федерация пауэрлифтинга реанимировалась менее пяти лет назад. У нас все впереди.
Какие перспективы у пауэрлифтинга в целом?
Виталий Бровков: К сожалению, в нашей стране многие не знаю, что такое пауэрлифтинг. А вот в США обычные продавцы и таксисты знают этот вид спорта, там пауэрлифтинг популярнее. В ближайшие два года наш вид спорта планируют включить в программу всемирных студенческих игр, а это большой шаг на пути к Олимпиаде. Я надеюсь, что в ближайшие олимпийские циклы это произойдет, потому что пауэрлифтинг становится все популярнее во всем мире даже по сравнению с тяжелой атлетикой. В Оренбуржье есть базовые виды спорта, развитие которых в приоритете. Надеюсь наши пауэрлифтеры, в первую очередь спортсменки, и тренера свой работой способствуют тому, чтобы наша спортивная дисциплина также была включена в программу базовых видов спорта региона.
Какие впечатления остались от поездки в США?
Елена Борисова: В Америку нас было настоящее путешествие. После выступления Даши, с тренером втроем взяли машину и поехали к Атлантическому океану. Впечатление не передать! Потом поехали в Орландо ,где выступали, очень красивый город. А еще весь день провели в Нью-Йорке. Он него я ожидала больше, мне там не понравилось. Гуляли по Манхеттену, везде бегали крысы, везде грязно.
Дарья Ломацкая: От США я тоже ожидала большего, но, в принципе, понравилось то место, где отдыхали . Не понравился Нью-Йорк потому, что там постоянно какая-то суматоха, все куда-то спешат, от небоскребов голова кружится.