В большинстве случаев, когда велосипед для себя выбирает дилетант, единственным критерием является слово «нравится». Если велосипед нравится, мы его покупаем, нет — до свидания. Многие поступают так, не думая о том, что лишние полчаса, потраченные на правильный выбор, в будущем сэкономят не только время и нервы, но и деньги.
Читайте также: Когда россияне пересядут на велосипеды? »
А кто, как не чемпион мира по шоссейному велоспорту и профессиональный «маунтинбайкер» могут помочь правильно подобрать аппарат, который прослужит своему хозяину долго и качественно?
За советом корреспонденты АиФ.ru обратились к чемпиону мира по велоспорту Антону Воробьеву и победителю и призеру многих соревнований по маунтинбайку Роману Шарфутдинову.
«Выбирая велосипед, надо знать, для каких целей ты это делаешь. Для прогулки по городу можно выбрать не профессиональный, крутой велосипед с амортизатором, а обычный, городской. Если хочешь ездить по бездорожью, по лесу, по кочкам, попрыгать где-то, надо выбирать уже другой велосипед, с амортизаторами. Существуют ещё маленькие велосипеды BMX. Сейчас это направление очень развито у молодёжи, девчонки катаются, ребята. Это уже экстремальные велосипеды. На них прыгают, запрыгивают, по лестницам катаются. Есть велосипеды и для дёрта (трамплины, перила, халфпайпы. — Прим. ред.), и для флэта (так называемые танцы на велосипедах. Прим. ред.), то есть в колеса вставляются специальные трубочки, на которых они скользят по бордюрам, по перилам. Это уже большая техника», — объясняет Антон Воробьев.
Читайте также: Как правильно падать с велосипеда: 7 советов »
«Когда мы говорим велосипед, мы представляем себе единый механизм, который так и продается в магазине. Во многих случаях, когда мы хотим просто покататься по городу, так оно и есть. Но, если ты собираешься гонять по бездорожью, участвовать в соревнованиях на скорость или прыгать по халфпайпам, велосипед будет собираться как конструктор из большого количества деталей. Ключевыми, конечно, являются: рама, колеса, тормоза, звездочки», — добавляет Роман Шарфутдинов.
Рама
Рама — это основа всего велосипеда, как фундамент для дома. На нее будут крепиться все остальные части. Они будут меняться, обновляться, ремонтироваться, но рама, в большинстве случаев, всегда будет оставаться на своем месте.
«Если мы имеем дело с простым городским велосипедом, то главным при выборе рамы будет ее строение: открытость или закрытость. Закрытые рамы более жесткие и прочные, выдержат большие нагрузки и не согнутся. Открытые — более мягкие, поэтому трубы самой рамы получаются более толстыми — для придачи жесткости. Но жесткость — это не главное. В условиях города экстремальных нагрузок на раму не предвидится. Главное — удобство. Девушки чаще выбирают открытую раму: легче садиться на велосипед, и слазить с него. Мужчины чаще предпочитают закрытые рамы: благодаря меньшему диаметру труб, велосипед становится легче, да и переносить за раму его удобнее», — объясняет Роман.
Большинство рам изготавливаются из различных сплавов алюминия. Основные маркировки 7005 и 6061. для города целесообразнее приобретать более дешевые рамы с цифрами 7005. Алюминий с маркировкой 6061 прочнее и подходит для экстремальных нагрузок.
Существуют также титановые и карбоновые рамы. Первые ввиду своей прочности используются для триала и маунтинбайка, вторые, обладая невероятной легкостью, ставятся на гоночные велосипеды.
«Профессиональный гоночный велосипед полностью изготавливается под конкретного спортсмена. От спортсмена зависит и размер колес, и размер рамы и много других факторов. Стоимость такого велосипеда может достигать трех — четырех тысяч евро. То же касается и обслуживания. В этом плане его можно сравнить с дорогим импортным автомобилем: постоянный уход, техническое обслуживание, дорогостоящие запчасти», — рассказывает Антон Воробьев из команды «Катюша».
Единственное, чего советуют избегать специалисты — дешевых стальных рам. При сравнительно одинаковом показателе жесткости и прочности по сравнению с алюминиевыми, они намного тяжелее, что особенно важно в условиях большого города с квартирами на высоких этажах.
Колеса
Вторая составная часть, без которой велосипед не был бы велосипедом — колеса. Во многом именно от них зависит не только комфорт, но и безопасность при движении на велосипеде.
«Для города важно, чтобы колеса были большими и достаточно широкими. Это обеспечит комфортную езду. Благодаря ширине колеса будут проглатываться многие погрешности дороги, которые мешают спокойно ездить. У шоссейных велосипедов колеса большие и очень тонкие, а шины очень плотные. Так что быстро ездить можно только по качественному асфальту», — объяснил Антон.
Если для прогулочных велосипедов наличие ярко выраженных протекторов не принципиально, а шоссейным оно вообще не положено, то для горных байков глубокий рисунок протекторов — необходимость. Это помогает колесам лучше цепляться за то, что находится под колесами вместо асфальта, а попасть туда в условиях бездорожья может все что угодно.
«В выборе колес кроме размера важно еще и строение обода. Есть одинарные и двойные обода. Одинарный — более традиционная и дешевая конструкция, которая идеально подходит для спокойного катания по городу. Для профессиональных спортсменов триальщиков, маунтинбайкеров, BMX-еров, необходимы двойные обода, которые помогут избежать частых повреждений колеса и таких поломок, которые приводят к „восьмерке“ или „яйцу“», — добавил Роман.
Тормоза
На велосипеде важно не только набрать скорость, но и суметь с ней совладать. Помогают в этом тормоза. Но и они бывают разные.
«В детстве я катался на велосипеде „Аист“, на котором были установлены так называемые „ножные тормоза“, которые сейчас практически не используются. В основном на современные велосипеды устанавливают ручные тормоза. Для начинающих, катающихся по городу я бы посоветовал ручные тормоза, либо только задние, либо и задние, и передние. Видел велосипеды только с передними тормозами, как этот (показывает на велосипед. — Прим. ред.). Но это неправильно. Если резко затормозить только передним тормозом, можно просто перекинуться через велосипед — это опасно. Вообще тормоза бывают барабанные, ободные (механические и гидравлические) и дисковые», — рассказал чемпион мира по шоссейному велоспорту из команды «Катюша».
Для катания по городу подойдут любые тормоза. Оптимальным решением были бы ободные механические тормоза, приводимые в действие тросиком. Они максимально практичны, надежны и легки в ремонте. Профессиональные велосипедисты используют на своих аппаратах либо гидравлические ободные тормоза, которые гарантируют большую надежность и удобство, но очень сложно ремонтируются. Либо дисковые, в которых также сочетаются удобство и надежность, и сложность в ремонте из-за более сложной конструкции. Дисковые тормоза применяются в маунтинбайке и триале, но не в шоссейных гонках .Они тяжелее, чем ободные, или, как их еще называют, клещевые. А в велоспорте важен каждый грамм.
Звездочки и скорости
Когда в России в массовой продаже только стали появляться велосипеды с несколькими скоростями, считалось, что чем больше у велосипеда скоростей, тем он дороже, а следовательно, и лучше.
«На самом деле для катания по городу подойдет и велосипед с одной скоростью. Если это хороший велосипед, то звездочки ,количество зубцов будет подобрано так, чтобы на велосипеде было удобно кататься и ребенку и пожилому человеку. Ведь в городе вряд ли встретишь крутые горки, на которые надо на первой передачи забираться. Для остального же хватит и одной передачи. Велосипеды с несколькими передачами — это уже профессиональные аппараты для шоссейных гонок, для экстрима. Да и количество скоростей — далеко не показатель», — объясняет Антон Воробьев.
«Между
Дополнительно
Кроме главных элементов в велосипеде есть еще огромное количество деталей, которые можно подобрать «под себя».
«В профессиональном шоссейном велосипеде все параметры выбирают за тебя — все заточено под спортсмена с точностью до миллиметра. Все от руля до сиденья сделано так, чтобы спортсмен принимал правильную посадку, чтобы все мышцы работали правильно. В обычном городском велосипеде все это можно выбрать самому, чтобы тебе было удобно кататься: удобный руль, мягкое высокое сиденье. Также важно не забывать и о защите. Если для города не очень удобно постоянно снимать и надевать подлокотники и наколенники, то шлем всегда должен присутствовать», — начал объяснять технику безопасности Антон. Подробнее об этом АиФ.ru вместе с чемпионом из команды «Катюша» расскажет в одной из следующих статей в рубрике «Спорт».
«Для маунтинбайка обязательно наличие передних амортизаторов. Большинство из них достаточно стандартной конструкции и различаются лишь величиной „хода“. Чем больше ход — тем больше велосипед будет проседать при прыжке. Это важно для спуска с годы, так называемого даунхила, или для триала. Амортизаторы позволяют гасить силу удара при приземлении или прохождении сильных кочек», — добавляет Роман.
У городского велосипеда необходимости в амортизаторах нет. Они, скорее, даже будут мешать, нежели помогать. Поэтому у универсальных велосипедов существует возможность отключить амортизатор или зафиксировать его в одном удобном положении.