Навстречу людям
Об отмене этого поезда заговорили буквально под новогодние праздники (см. «АиФ в Оренбуржье» от 9 января). С 1 января без поезда оставались жители Теренсая, Шильды и Новоорска. Для многих это способ передвижения до ближайших город был практически единственным.
Как тогда выяснилось, это была инициатива дочерней структуры железнодорожного монополиста - Свердловской пригородной компании (СПК). Поезд состоял из вагонов, часть которых оставалась на территории Челябинской области. Челябинск отказался финансировать это направление, и компания решила «оптимизировать» железнодорожное сообщение.
Однако уже 8 января электричка снова начала курсировать от Орска до Айдырли.
- Челябинская область всё же решила продолжить финансирование этого пригородного поезда, поэтому стало возможным возобновить его движение по старому маршруту, - сообщила пресс-секретарь СПК Диана РЫБАКОВА. - Кроме того, Оренбургская область перечислила компенсацию за обслуживание этого направления в полном объёме и без задержек. Это стало ещё одной причиной для того, чтобы пойти навстречу.
В СПК не отрицают, что такой исход ситуации стал возможным благодаря тому, что оренбургское правительство и железнодорожники смогли найти компромиссное решение и вернуть сельчанам электричку. Немаловажным фактором стала здесь и гражданская позиция самих жителей этих посёлков. Практически можно сказать о том, что монополисты и региональные власти наконец-то прислушались к мнению народа и не стали лишать их чуть ли не единственного транспортного сообщения с «большой землёй».
В город - на попутке
А вот в Гайском районе решить транспортную проблему, возникшую на новогодних праздниках, так быстро решить не удалось. С 1 января здесь полностью парализовано транспортное сообщение между населёнными пунктами. Ни один маршрутный автобус с нового года не выехал из гаража.
С 1 января 2013 года, согласно постановлению Правительства Оренбургской области, навигационным оборудованием «Глонасс» должны быть оснащены все транспортные средства, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, вне зависимости от форм собственности. За нарушения данного постановления штрафами наказываются водитель, механик и индивидуальный предприниматель (10, 15 и 50 тысяч рублей соответственно).
В гайских автобусах из дополнительного оборудования есть, разве что, только крохотные вентиляторы для обдува лица водителя в жаркую погоду.
Кто должен ставить «Глонасс» и за чей счёт? Эти два вопросы и стали причиной сложившейся ситуации. Пока две стороны - государство и бизнес «бодаются» - страдает простой народ, вынужденный добираться до ближайших деревень на попутных машинах или на такси.
Кстати, частники уже подумывают об увеличении тарифов на перевозку. В настоящее время местная власть ведёт с ними переговоры о заключении временных контрактов.
- О прекращении пассажирских перевозок, занимающийся их осуществлением предприниматель Владимир Объедков, должен был известить за 60 дней до принятия соответствующего решения, - рассказал нашим гайским коллегам начальник финансового управления Гайского района Игорь ШАЛУХИН. - Однако данную информацию он озвучил за несколько дней до наступления Нового года, при этом уволив водителей и контролёров.
Теперь, чтобы заключить новый контракт, администрации района предстоит провести конкурсную процедуру, которая, естественно, за короткий срок не завершится.
В настоящее время гайское финансовое управление ведёт переговоры о заключении временных контрактов с предпринимателями из Орска и Новотроицка, которые помогли бы устранить проблему.
К слову, частный перевозчик получил дотации из областного и районного бюджетов для того, чтобы заниматься перевозками. Сейчас району приходится снова искать средства, чтобы платить за работу частникам из соседних территорий.