Впрочем, поводов для радости в этом немного: конкурентная борьба и бессилие муниципальных властей вынуждают перевозчиков «душить» друг друга рублём.
«План Барбаросса»
Жители Степного и Восточного посёлков областного центра на прошлой неделе были немало удивлены: на маршруте № 59, который связывает эти два района, тариф за проезд теперь стоит всего пять рублей. Правда, за «пятак» вас повезут не все автобусы, а лишь предпринимателя Мысика, который официально выиграл конкурс на этот маршрут. Вот только его конкуренты из «нелегалов», которые на конкурс или не заявлялись вовсе, или проиграли его, отнюдь не собираются уходить.
- Мы с отцом шесть лет крутим «баранку» на 59-м маршруте, всё нарабатывали сами! - возмущён водитель Олег СВИНАРЕНКО. - А теперь выдумали конкурс и решили нас всех убрать. Да с какого бы перепугу?? Разве город хоть полкопейки вложил в инфраструктуру маршрута? Разве построил нам, водителям, нормальные места для отстоя, диспетчерские центры, туалеты, столовые? Нет! Сами выкручиваемся, как можем. Так почему мы должны уходить?
Сама же Лариса Мысик, которая выиграла 59-й маршрут на конкурсе и имеет все разрешительные документы на руках, «сдаваться» не намерена. И, демпингуя 8-ми рублёвый «нелегальный» тариф, готова вытеснить конкурентов рублём.
- Введена целая система «выдавливания нелегалов», - делится водитель 59-го маршрута Максим ОСОКИН. - Из 35 машин, работающих на линии, часть - «каталы», а часть - «мешалы». Цель последних - создавать всяческие помехи конкурентам, задерживать их, чтобы вперёд проскакивали «дешёвые» автобусы-«каталы» и собирали основной пассажиропоток. Всё продумано, тут целый «план Барбаросса» работает. Причём Мысик за свой счёт заправляет «мешал» и отменила план для «катал». В общем, мы сейчас не в обиде. Убытки, конечно, предприниматель несёт конкретные, но что делать? Она ведь тоже вложилась в покупку новых автобусов, рассчитывала «отбивать» кредиты спокойной долгосрочной работой на маршруте. А тут - такая подстава…
«Беззубая» власть?
Примечательно, что тарифная война помирила даже старых соперников. Так, «пятирублёвые» 59-е сильно мешают работе другого маршрута - № 51, который проходит частично по тем же улицам, но обслуживается другим предпринимателем, Еленой Андрющенко. Некогда Андрющенко жёстко спорила с Мысик (оно и понятно - конкуренты). Но сейчас готова мириться с падением пассажиропотока и прибыльности: слишком уж показательна борьба «товарищей по рулю».
Дело в том, что сейчас, по сути, решается вся судьба городской затеи с конкурсом автоперевозчиков. Начальник управления пассажирского транспорта города Максим ФАЗУЛЛИН и не скрывает, что у города «нет механизма выгнать «внеконкурсных нелегалов» с маршрутов». Городская власть фактически расписалась в бессилии: зачем проводили конкурс, зачем выбирали «лучших из лучших», если «бунтари» и не думают освобождать им место? Ни ГИБДД, ни транспортная инспекция тоже ничего поделать не могут: предписания игнорируются, а на штрафстоянку автобусы «нелегалов» отправлять вроде как не за что, правил водители не нарушают.
Предприниматель Мысик, отчаявшись, пошла на крайние меры, но насколько хватит её резервов? «Покатушки» в убыток запросто могут довести до банкротства. А если так, то у «нелегалов» во всём городе (а не только на 59-м маршруте) появится наглядный пример, как можно обходить конкурс и плевать на «беззубые» предписания муниципальных властей.
КСТАТИ
Стоимость проезда в общественном транспорте в городах Приволжья и Урала:
Самара - 18 рублей
Уфа - 18 рублей
Екатеринбург - 18 рублей
Челябинск - 15 рублей
Киров - 15 рублей