Примерное время чтения: 8 минут
80

Какие принципы в почёте у спасателей-волонтёров?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. "АиФ в Оренбуржье" 13/06/2012

Одной из таких групп является оренбургский поисково-спасательный отряд, занимающийся поиском пропавших без вести людей. О том, кому и зачем нужна такая деятельность, мы беседуем с руководителем координационной группы ПСО «ОренСпас» Григорием ПЕТРЕНКО.

Быть неравнодушным

Григорий Петренко.

Фото из архива Григория Петренко

 - «АиФ Оренбург»: Григорий, расскажите, как получилось, что вы стали волонтёром поискового отряда?

- Григорий ПЕТРЕНКО: На самом деле эта деятельность заинтересовала меня ещё до того, как сформировалась группа единомышленников в Оренбурге. Всё началось с того, что в феврале 2011 года после просмотра программы «Спасатели в сети» решил тоже по мере сил и возможностей оказывать помощь в поисках пропавших детей. А ещё раньше были моменты, когда после очередного сюжета про поиски людей ловил себя на мысли, что есть ситуации, когда мы ничем не можем помочь другим.

Но вот именно в поисках свою лепту посилен внести кто угодно, а главное - от этого можно ждать реального результата. Я начал интересоваться деятельностью подобных организаций в других регионах (их примерно 25 по всей России). В середине прошлого года в Оренбурге начали наблюдать неприятную тенденцию - стали пропадать молодые девушки. Вот тогда я и ещё несколько человек решили скооперировать свои силы и помочь в поисках.

- «АиФ Оренбург»: На чьи поиски вы впервые отправились именно как волонтёр?

- Г.П.: Мы активно искали Катю Морозову (19-летняя девушка уехала из Оренбурга домой в хутор Степановский и пропала летом 2011 года, поиски до сих пор не принесли никаких результатов, - Ред.). А уже в октябре официально создали оренбургский поисковый отряд. Сейчас у нас в нём примерно 50 «бойцов».

- «АиФ Оренбург»: Как вы считаете, почему всё же такая деятельность находит отклик у столь небольшого числа людей?

- Г.П.: Современная жизнь такова, что люди обращают внимание только на то, что связано непосредственно с ними и самыми близкими людьми. Вас не трогает то, что вас не касается. При этом не могу сказать, что всем наплевать на чужое горе. Сочувствие пока есть у многих, но вот решиться на реальную помощь способны единицы.

Я понимаю людей - у многих сегодня действительно нелегко складывается жизнь, своих проблем хватает у каждого. Но всё же хочется, чтобы мы чаще поднимали голову и смотрели на то, что происходит вокруг. Перевести старушку через дорогу, помочь ребёнку перетащить велосипед через бордюры, снять котёнка с дерева - всё это не требует от нас сверхъестественных сил и затрат, а помощь - самая реальная.

Общая работа

- «АиФ Оренбург»: У нас в стране в последнее время ведётся глобальная реформа правоохранительной системы. По идее поиск пропавших без вести - это их работа. Для чего тогда нужны такие отряды?

- Г.П.: Мы не пытаемся подменить собой полицию. Это не они нам помогают, а мы им. Поиски - действительно их работа, за которую они получают деньги. Но мы при этом просто хотим посодействовать. Когда пропал человек - взрослый или ребёнок - самое главное - быстро среагировать и организовать поиски с максимальным охватом предполагаемого района, где может оказаться потерявшийся. Зачастую у полицейских на это не хватает сил и сотрудников. Вот тогда мы приходим на помощь.

- «АиФ Оренбург»: Удалось наладить сотрудничество с правоохранителями?

- Г.П.: Поначалу было нелегко. К нам относились настороженно. Откровенно не обижали, но и поощрять нашу деятельность не спешили. Со временем, когда полицейские поняли, кто мы и зачем этим занимаемся, начали идти навстречу. Сейчас мы находим всё больше точек соприкосновения. Думаю, что контакт у нас наладится.

- «АиФ Оренбург»: Кстати, а зачем в действительности вам всё это нужно?

- Г.П.: Сложно ответить однозначно. В любом случае никакой выгоды мы не ищем - вся деятельность не только добровольная, но и абсолютно бесплатная. Никаких поощрений мы не получаем. Работаем за «спасибо». Но когда видишь, как возвращается домой чей-то сын или дочь, понимаешь, что работаешь не напрасно.

- «АиФ Оренбург»: Но ведь не всегда поиски заканчиваются удачей…

- Г.П.: К сожалению, да. Я сам уже дважды уходил из отряда после того, как поиски заканчивались трагедией. В таких случаях начинаешь задумываться, зачем все эти попытки, если на выходе ничего, кроме грусти и разочарования, не получаешь. Но я всё же снова вернулся - понимание, что спасённая жизнь ребёнка или девушки не идёт в сравнение ни с чем, перевешивает любые доводы. Признаюсь, что уже не раз меня посещали мысли о бесполезности всех поисков, но вера в лучшее пока побеждает.

«Живое» сердце

- «АиФ Оренбург»: Такая отзывчивость к чужому горю помогает в работе или лучше все же иметь «холодную голову»?

- Г.П.: Вопрос откровенно поставил меня в тупик… С одной стороны, если будешь «сухарём», не сможешь быть волонтёром - ведь наша работа делается по велению души, а не по долгу. С другой - эмоции часто мешают трезво оценить ситуацию. Согласитесь, не каждый сможет спокойно воспринимать даже чужое горе, особенно если это связано с детьми.

- «АиФ Оренбург»: Ваша поисковая деятельность началась с программы о пропавших детях, опыт нарабатывали в поисках девушек. А кто сегодня в основном разыскивается в Оренбуржье?

- Г.П.: К счастью, дети у нас практически не теряются, а главное быстро находятся живыми и здоровыми. В конце прошлого года большой общественный резонанс получили случаи пропажи молодых девушек. Часть из них найдена, некоторые до сих пор в розыске. Сегодня в основном к нам попадает информация о том, что из дома уходят и теряют связь с родственниками взрослые и пожилые люди.

- «АиФ Оренбург»: Почему они уходят?

- Г.П.: У каждого есть свои причины. Дети и подростки могут таким образом выражать протест против родителей или пытаются обратить на себя внимание. Кто-то бежит из неблагополучной семьи и от жестокости близких, кто-то просто отправляется на поиски лучшей жизни. Взрослые люди либо пропадают, уезжая на заработки, либо теряются в силу состояния здоровья - попадают в больницы.

- «АиФ Оренбург»: Есть ли способы уберечь себя и близких от исчезновения?

- Г.П.: Существуют специально разработанные памятки для молодых девушек, детей и родителей, в которых перечислены простые советы, как не потерять друг друга. Но я считаю, что самое главное, не забывать про близких - простой телефонный звонок с вопросом «Как дела?» или «Ты где?» поможет вашим родственникам и друзьям понять, что о них помнят, а вы сможете успокоить себя, узнав, что у них все хорошо. Не стоит проверять на практике народную мудрость «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах