В конце июля глава Минрегионразвития РФ Виктор БАСАРГИН провёл совместное заседание коллегии ведомства и Общественного совета при министерстве, на котором обсуждалась система оценки эффективности работы органов исполнительной власти. И выводы министра, мягко скажем, печальны. Глава Минрегиона считает этот институт неэффективным: «Практически не введён механизм ответственности сити-менеджеров за результаты своей работы. То есть мы вроде бы разделили власть, а ответственность сняли и с одного (сити-менеджера), и с другого (главы города)», - отметил он. Сначала должна быть разработана система оценки качества их работы, считает министр.
Дань моде или тотальный контроль?
Итак, те изменения, которые насаждаются по всей стране с 2003 года (а особенно активно меняются уставы областей, городов, сёл с 2006 года) оказались бесполезными. Потратили кучу времени, денег и что? Все последние 8 лет с разных сторон мы слышим, что сити-менеджер - фигура неполитическая и именно это позволит ему сосредоточиться на муниципальном хозяйстве, что и будет благом для населения. Не будем останавливаться на том, что в современной России это в принципе невозможно, поговорим о другом.
По данным Минрегиона, уже больше трети из 25 тысяч муниципальных образований в России управляются наёмными менеджерами и мэрами, избранными из числа депутатов. К новой системе управления перешли больше 50 столиц субъектов РФ из 83 (больше половины!), причём в это число входит и Оренбург.
В Оренбургской области из 607 муниципальных образований разного уровня уже почти в 30% из них глава избирается из состава депутатов и, естественно, назначается глава администрации. Примечательно и то, что как в муниципальных образованиях с населением более 1000 человек, так и в небольших поселках - этот процент примерно тот же. Что это - дань моде? Или всё-таки стремление к тотальному контролю? Почему вдруг институт сити-менеджеров перестал быть «манной небесной» для муниципального управления?
Ещё в 2003 году эксперты говорили и о проблемах разделения ответственности между мэром и сити-менеджером, и об отсутствии прозрачной системы оценки эффективности их работы, и о том, что население лишено рычагов влияния на городскую, сельскую или районную власть. Потребовалось столько лет, чтобы в Минрегионразвитии поняли, что с этой системой что-то не так. А где вы раньше были, господа?
Народ не нужен?
Но вернёмся все-таки к Оренбуржью, а точнее к его столице. Это, на мой взгляд, самый яркий пример непоследовательности властей. Сначала в январе 2010 года скоропостижно принимаются изменения в Устав города, которые лишают жителей Оренбурга возможности выбрать мэра напрямую. А уже меньше чем через год вдруг идёт речь о новых изменениях всё того же главного документа города, которые якобы уточнят распределение полномочий между главой города и главой администрации. А нельзя было спрогнозировать эти изменения ещё год назад?! Понятно, что надо было сильно торопиться, чтобы всё успеть до октябрьских выборов 2010 года, но всё же…. в народе говорят - «торопиться надо медленно». Стоит, наверное, почаще слушать народ, чтобы потом его же не смешить и не раздражать!
Только на первый взгляд кажется, что населению всё равно, как избирать главу - главное, чтобы жизнь каждого менялась в лучшую сторону. На самом деле - это далеко не так. Большинство опрошенных жителей возмущены тем, что у них отобрали право самим решать, кто будет мэром, главой поссовета или главой района.
Странная это штука - демократия. Так называемая «власть народа»…оказалось, что народ в этой демократии и не нужен. Там, наверху, все решат сами! Потом снова перерешают! Увы…
МНЕНИЕ
Директор Института управления ОГАУ Галина КОВАЛЕНКО:
«Я за то, чтобы в органах местного самоуправления работали профессионалы. На сегодняшний момент самая большая проблема на местах - кадровая. В муниципальном образовании любого уровня должны работать профильные специалисты - управленцы. Мы выпускаем таких специалистов, но не уверены в том, что они «дойдут» до каждой администрации, каждого города или поселения, хотя и стараемся их трудоустроить после окончания ВУЗа.»
Ректор Оренбургского института менеджмента Олег СВИРИДОВ:
«Я согласен с главой Минрегионразвития - на сегодняшний момент, в нынешних условиях «институт сити-менеджеров» неэффективен, а точнее преждевременен. Сам по себе он хорошо работает в странах с устоявшейся законодательной системой. Такой законодательной базы у нас нет. Именно поэтому эта модель управления тяжело внедряется. Люди между собой, к сожалению, договориться не могут. Получается, что один «латает дыры» в муниципальном хозяйстве, а другой говорит о политике».