Порой удивительно, какими схожими могут оказаться совершенно разные профессии, даже из далеких друг от друга сфер. Казалось бы, ну как можно сравнивать пилота, поднимающего в воздух самолет или развивающего космическую скорость болида и… руководителя группы торговых представителей в крупной коммерческой компании?
Но общего между ними гораздо больше, чем кажется. Каждый управляет машиной: кто-то механизмом, а кто-то – собранной воедино командой отдельных личностей, работая для достижения общей цели. В обоих случаях – высокий уровень ответственности и мастерства, внимание к деталям, обширные знания, практический опыт. И уверенность для принятия сложных, но действенных решений.
Ильдус Валеев не так давно занял позицию руководителя по развитию территорий в компании JTI. Опыт его жизни и подход к управлению ею доказывает, что победить можно в любой гонке. И да, он умеет пилотировать самолет, а еще успевает колесить по стране на туристическом байке.
- Наверное, одно из самых правильных решений я принял шесть лет назад, когда пришел в компанию, - делится он. - Заинтересовали бывшие коллеги, которые перебрались туда из крупной западной компании, где работал и я. Не пугали ни собеседования, ни перспективы переезда, ни другие сложности, когда увидел и прочувствовал подход к процессу – отношение руководства к сотрудникам и внутри коллектива, отношение к клиентам компании.
- В чем же проявлялось различие?
- Здесь все устроено так, чтобы каждый оказался в выигрыше. Развитие компании – это и твой личностный рост, они неразрывно взаимосвязаны. Буквально все и на всех уровнях на это нацелены. Предоставляется море возможностей: различные программы, курсы, практики, информационное сопровождение – очень крутой набор инструментов. Абсолютно необходимое – это работа с наставником, ментором, которая подразумевает разработку детального плана карьерного развития, где каждый шаг можно обсудить, разобрать, наметить интересные решения, проявить инициативу и получить дельный совет.

Особенно впечатляет «прожарка». Для тех, кто волнуется или нервничает перед важными собеседованиями организуют симуляцию. И это отлично работает! Более опытные коллеги, которые уже сталкивались с похожими ситуациями, тебя как бы тренируют. Задают ключевые вопросы, воссоздают острые моменты, имитируют нештатные ситуации. В реальности тебе гораздо проще и спокойнее, потому как самое страшное ты уже пережил в «прожарке».
- Как считаешь, руководителю «прожарка» обязательна?
- А как же! Руководитель такой же сотрудник, как и другие. Не считаю, что, заняв высокую должность, стоит распушать перья и ходить с важным видом. Здесь нужно совсем другое – открытость и умение быть чутким к мнению других людей, лидерские качества, способствующие объединению команды, поиск возможностей, целеустремленность. По крайней мере, в компании меня так учили. Если вижу цель – не вижу преград! Этот принцип всегда помогает.
- И вне работы тоже?
- Определенно. Вот я с детства, можно сказать, влюблен в самолеты. У нас дача рядом с аэродромом была, так я руками махал пролетающим кукурузникам. Лет десять назад я стал уже углубленно темой гражданской авиации увлекаться, и как раз друзья подарили сертификат на полет с инструктором на маленьком самолете. После этого все мои мысли были только о том, как стать настоящим пилотом. К сожалению, управлять гражданскими судами мне не светит. Согласно нормативным документам, которые с советских времен не обновлялись, рост 194 см не подходит под стандарты.

С одной стороны, расстроен был, конечно, а с другой подумал – какие еще есть возможности, чтобы воплотить свою мечту? Сейчас производятся новые современные самолеты с просторными кабинами, рассчитанными в том числе на рослых людей. Есть и малая авиация. Поэтому, когда появляется время и возможность, летаю с инструктором, а три года назад стал одним из организаторов всероссийского слета сверхлегкой авиации.
- Чувство страха вообще тебе не знакомо?
- Наоборот – как бы смешно ни звучало, я боюсь высоты. Но в самолете чувствую себя совершенно безопасно. Наверное, это оттого, что есть понимание, как все устроено, как оно должно работать и как этим правильно управлять.
Знания и уверенность в своих силах искореняют страх. Помимо авиации, я увлекаюсь и мотоциклом. И общего в этих занятиях больше, чем кажется на первый взгляд. И в работе, и в самолете, и за рулем мотоцикла от того, как ты управляешь процессом, зависит очень многое. Как бы парадоксально ни звучало, это одновременно и свобода в принятии решений. Ни один полет на самолете, ни один поворот за рулем мотоцикла не похож на другой. Точно так же, как и невозможно в точности повторить рабочие переговоры: каждый раз – это новые эмоции, новый опыт, новые вызовы.
- Сравнивая свои увлечения, находишь много общего с рабочими процессами?
- Да, и более того, они логически взаимосвязаны. Вот, например, полеты на самолете научили меня справляться с многозадачностью - нужно считывать информацию на приборах, владеть пространственной обстановкой, вести радиообмен с диспетчером на земле. Поэтому гора разнообразных рабочих задач, каждую из которых нужно выполнить в сжатые сроки, не кажется мне непосильной.

Мотоцикл научил меня способам предельной концентрации. За рулем нельзя отвлекаться на какие-то мелочи и посторонние мысли. Точно также организация моего рабочего процесса перекочевала в мир увлечений – как скрупулезно планирую свои рабочие встречи и задачи, так же ответственно подхожу и к уходу за байком или предполетной подготовке.
И все это объединяет высокий уровень риска. Как за рулем мотоцикла, за штурвалом самолета, так и в работе, а особенно на руководящей должности. Это большая ответственность не только за себя, но и за людей, которые тебе доверяют, и которых никогда нельзя подводить.