Наша страна держит курс на технологический суверенитет и промышленное лидерство. И теперь «герой нашего времени» – представитель рабочей профессии. Уровень зарплаты на уральских предприятиях становится всё более привлекательным. Поэтому приток абитуриентов в колледжи и техникумы, а вместе с тем проходной балл, ежегодно увеличиваются. И скоро очередная волна юных свердловчан сдаст школьные экзамены и будет решать свою профессиональную судьбу.
Какие специальности сейчас в топе? Останется ли высшее образование must have или станет прерогативой гуманитариев и поклонников науки? На эти и другие вопросы профессионального образования ответила зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ, кандидат экономических наук Светлана Долженко.
Золотые руки или светлая голова?
Ксения Огородникова, «АиФ-Урал»: – Светлана Борисовна, долго ли продержится тренд на рабочие профессии и обучение в ссузах?
Светлана Долженко: – Однозначно долго: только по официальному прогнозу кадровой потребности Минтруда РФ – до 2030 года, но наверняка дольше. Прогноз формируется с учётом перспектив социально-экономического развития, данных опроса работодателей и демографических трендов. Для соблюдения приоритетов экономики в ближайшие пять лет планируется увеличить численность занятых более чем на три миллиона человек.
Наибольшая потребность в кадрах сейчас – у предприятий обрабатывающей промышленности: нужны механики, ремонтники, электромонтажники, слесари-инструментальщики и другие квалифицированные рабочие, в том числе строители, отделочники. Для Урала с его богатой промышленностью это особенно актуально.

Государство осуществляет многочисленные проекты, поддерживающие подготовку молодёжи в учреждениях среднего профессионального образования, например, федеральный проект «Профессионалитет». Как результат, мы наблюдаем сокращение выпускников высшего образования и замещение части рабочих мест выпускниками СПО. Вместе с тем, пока остаётся актуальным вопрос сокращения подготовки квалифицированных рабочих – приём в СПО по данному направлению сохраняется на уровне более чем вдвое ниже, чем в 2010 году.
– В учебных заведениях среднего звена сейчас высокий конкурс. Как быть, если средний балл аттестата не «тянет» на проходной?
– Могут быть разные траектории, например, продолжить обучение в 10-11 классах. Или год поработать на тех позициях, где не требуется оконченное профессиональное образование, в это время также готовиться к поступлению и, может быть, лучше понять себя – в какую сферу тянет? В этом, кстати, поможет профориентационная работа в школах, внимание к которой усилилось в последнее время, в том числе, в связи с реализацией в стране единой модели профессиональной ориентации.
Одним из трендов является создание профильных классов. Предприятия берут шефство над школами и даже детскими садами в городах своего присутствия, знакомят подопечных с рабочими профессиями и современными условиями труда. У нас в университете для школьников существуют «Предпринимательские классы», где они учатся основам бизнеса, а в итоге защищают стартап-проекты в самых разных сферах.
– Сегодня молодёжь после учёбы в крупных городах возвращается работать на малую родину?
– Меньше, чем хотелось бы, и это большая проблема. Однако органы власти и градообразующие предприятия прилагают усилия для создания комфортной городской среды, поддержки начинающих специалистов. А учебные заведения развивают дистанционный формат обучения. Только в нашем вузе насчитывается порядка 60 Центров территориального доступа, где студенты учатся, не выезжая в Екатеринбург.
– Выпускники вузов по-прежнему в цене?
– Согласно прогнозу кадровой потребности, будет снижаться спрос на работников в тех сферах, где процессы подлежат автоматизации, а документооборот – цифровизации. Это, например, государственное управление, финансы и страхование, сфера торговли. Но это не означает, что люди с гуманитарным, экономическим образованием не будут нужны. Например, в сфере гостиничного бизнеса и управления персоналом, в медицине и психологии кадровый голод только усиливается: работу с людьми не доверишь роботам, тут нужны «живые» профессионалы.

Кроме того, согласно профессиональным стандартам, для занятия руководящей должности рекомендуется оконченное высшее образование – это специалитет, магистратура. Также можно совмещать работу с научной деятельностью, тогда стоит обратить внимание и на аспирантуру.
История большого голода
– Не произойдёт ли нездорового перекоса в сторону подготовки рабочих на волне популярности этих специальностей?
– До 2030 года этого точно не произойдёт. Потребность в рабочих кадрах настолько высока, что её нужно закрывать не только подготовкой новых рабочих, но и переподготовкой специалистов, которые будут высвобождаться в сферах, где спрос на них снижается ввиду уменьшения объёмов или автоматизации производства. Например, отток кадров ожидается в строительной сфере, и значит оттуда нужно организовать плавный переход на предприятия обрабатывающей отрасли.

– Им придётся получать новые «корочки»?
– Условно говоря, да. Но сегодня это не обязательно равняется получению профильного образования в техникуме или вузе. Многие предприятия сами обеспечивают обучение своих работников. А если необходим более высокий уровень квалификации, работодатель может предложить сотруднику целевое обучение.
– А тем, кто уже отучился и наработал практику не по рабочей профессии, но хочет что-то поменять, – им тоже стоит прийти на завод?
– Не обязательно. Опытные кадры, так называемое поколение Х, в принципе сегодня ценятся везде, потому что они более мотивированные, лояльные и дисциплинированные. А поскольку средний возраст трудящихся россиян увеличивается и уже превышает отметку в сорок лет, то людям в середине карьерного пути не стоит переживать о том, что они не найдут новую работу.
В принципе, учиться новому – это сегодня обязательное условие успешной карьеры в любой сфере, даже если предполагается не вертикальный, а горизонтальный рост. Повышая и расширяя свои компетенции, участвуя в проектах по наставничеству можно повысить свой уровень дохода, не меняя должности.
– На какие надпрофессиональные навыки сегодня обращают внимание работодатели?
– Особенно ценится умение работать с искусственным интеллектом – состыковать свои функции с преимуществами новых технологий. Востребованы эмпатия и умение давать обратную связь; навыки самоорганизации, работы в команде и передачи опыта; задатки лидера и новатора; умение работать с информацией, находить пути решения проблем.
Сегодня в принципе рынок труда – то место, где продаются определённые наборы компетенций, а не голые «корочки». Поэтому свои универсальные компетенции нужно развивать ещё на этапе обучения. Так, своим студентам, наряду с дисциплиной «Основы управления карьерой», мы предоставляем возможность участвовать в лидерских движениях, внеучебной деятельности, заниматься наукой с первых курсов, учим их планировать свой карьерный трек, объединяться в команды для проектной работы. Это хорошая школа жизни.

ФГБОУ ВС "УрГЭУ"
ИНН 6661003675
Лицензия Уральского государственного экономического университета от 15.03.2016 №1995
16+