Специально для «АиФ Оренбург» настоятель храма Николая Чудотворца Медногорска иерей Максим Малюта рассказал, как следует и не следует воздерживаться во время Великого поста.
«За еду никто не будет в аду»?
27 февраля для всех православных христиан начинается важнейший период духовной жизни – Великий пост. У многих новость о великопостном периоде вызывает разные мысли и чувства. В целом эти человеческие реакции можно разделить на два типа.
Одни относятся к Великому посту с уважением и даже в какой-то мере с восхищением, но сами не постятся, оправдываясь своей неготовностью, немощностью и внешними обстоятельствами. Мол, не поймут и не поддержат родственники, коллеги на работе. Да и привык я каждое утро завтракать бутербродом с колбасой, а как иначе пока представить сложно.
Другие, не понимая смысла поста, воспринимают его как тяжелую обузу, которую в лучшем случае надо просто пережить, благо сегодня у нас и майонез есть постный, и креветки с мидиями в супермаркете, или в худшем случае просто не принимать во внимание, считая, что пост – это чистейшее мракобесие для религиозных фанатиков. Если Бог есть – то какая ему разница, что я ем: бифштекс или картошку в мундирах? А для полного успокоения совести можно еще и словами преподобного старца Амвросия Оптинского прикрыться: «За еду никто не будет в аду».
Не только чревом, но и сердцем
Однако все это возникает из-за неправильного понимания смысла Великого поста.
Во-вторых, пост не является целью духовной жизни, а есть вспомогательное средство для освобождения души от страсти. Цель поста не научить христианина жить без мяса и молока, а указать исконное место этих продуктов в жизни человека. Грех заключается не в том, что человек не постится, а в том, что им управляет его желудок и гортань, которые не могут поставить на одни весы овсяную кашу и копченую курочку. Грех в том, что человек служит не Христу, а своему чреву.
В-третьих, даже те, кто решается поститься, не всегда правильно воспринимают пост. В сознании постящегося человека зачастую преобладает представление поста как долга или жертвы Богу, а не как средства освобождения и сближения с Христом. Несмотря на то, что в православном святоотеческом учении есть сравнение Великого поста с некой десятиной, которую каждый человек отдает Богу от прожитых 365 дней года, все -таки основная функция поста –освободить человека.
В-четвертых, чтобы пост не был просто диетой, постящийся человек должен обязательно больше времени отдавать молитве. Богослужения Великопостного периода просто располагают к этому. Они пронизаны призывами и размышлениями о покаянии, борьбе с греховными страстями и милосердии Бога к человеку. На первой недели Великого поста читается удивительный по своей красоте и глубине канон преподобного Андрея Критского, который настраивает молящегося на особый покаянный лад. Литургия Преждеосвященных Даров позволяет христианину почувствовать сердцем человеколюбие и великое милосердие Христа к человеку, измученному и истощенному грехами и суетой. Все это неотъемлемая часть поста, без которой Великопостный период становится бессмысленной и неподъемной ношей.
«Открыть коробку суеты»
Однако многие могут весьма справедливо отметить, что имеют большой дефицит в свободном времени. Они постоянно заняты на работе, а оставшуюся часть времени отдают семье и отдыху перед очередной рабочей сменой.
Эту проблему можно решить с помощью информационного поста. По статистике средний житель нашего отечества каждый день проводит в интернете около 3 часов. А если к этому еще прибавить просмотр телепередач и чтения прессы, то получится, что треть своего дня человек тратит на информационные потоки, которые воспринимает как средство отдыха, что весьма спорно. Так как ежедневно загружая свою память и сознание информацией, которая чаще всего его лично не касается, человек еще сильнее нагружает свой эмоциональный, психический и духовный фон.
Если же на период Великого поста постящийся человек хотя бы на половину сократит свое пребывание в информационном потоке, то заметит, что у него есть еще немало свободного времени, которое можно использовать для молитвы. И после рабочего дня такой человек будет спешить не к экрану телевизора, чтобы посмотреть очередную серию топового сериала или послушать бесконечные и бессмысленные споры и гадания политологов и экспертов о завтрашнем дне, а с сердечным трепетом пойдет в храм, чтобы поговорить с Богом о своих проблемах в своей душе.
Так Великий пост станет действительно не тяжелой обузой, которую можно или пережить, скрепя сердцем и зубами, или просто проигнорировать, как глупость недалеких религиозных фанатиков, а будет тем заветным ключом, который сможет открыть коробку суеты и греховных привязанностей, в которую запакованы современные люди. Чтобы встретить и радоваться Воскресшему Христу, мы сами должны воскреснуть.