Восемь дней в домах и храмах с наступлением темноты зажигаются особые светильники в память о чуде Господнем, которое произошло более двух тысяч лет назад.
История праздника Хануки уходит своими корнями в седую древность. За 170 лет до начала нашей эры великий иудейский Храм в Иерусалиме был захвачен сирийским царём Антиохом Четвёртым (Эпифаном). Храм был разграблен воинами Эпифана; сам царь отправил в Сирию священную золотую храмовую утварь, включая знаменитый светильник - храмовую Менору (упоминания о ней неоднократно встречаются в Библии).
Три года Храм был осквернён: там не совершались богослужения, а народ Иерусалима впал в идолопоклонство и отвернулся от веры отцов.
В 167 год до нашей эры в «вечном городе» вспыхнуло восстание против захватчиков Антиоха. Возглавил его Маккавей Матитьяху, который по преданию произнёс фразу: «Кто за Бога — за мной!» И те, кто остались верны ценностям иудаизма, пошли за ним в горы вести долгую партизанскую войну. После смерти Матитьяху восставших возглавил его сын — Иехуда Маккавей, который освободил Иерусалим и Храм, восстановил внутреннее его убранство.
Чудо света
Согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь светильник - менору и освятить Храм. После продолжительных поисков всё же был найден один небольшой кувшинчик с чистым маслом, но он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако последователи Маккавея всё же решили зажечь менору, поскольку Храм должен был быть освящён. И тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней.
Ханука входит в число праздников, празднование которых было установлено мудрецами. По этой причине нет запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками (в Израиле, например, эти праздники, как правило, являются рабочими днями, за исключением детей в школах, которые в эти дни не учатся).
В традиции европейских евреев на этот праздник принято давать детям деньги, готовить картофельные оладьи латкес, пончики суфганийот и играть в специальный ханукальный волчок — дрейдл.
Зажигание восьмисвечника (ханукии) — главный обряд праздника — символизирует духовную стойкость и победу святости над нечистотой, света над окружающей тьмой. Порядок зажигания следующий: в первый день зажигается одна свеча, во второй — две, и так далее до восьми. Девятый светильник, называемый шамаш, предназначен для зажигания остальных свечей и зажигается во все дни праздника перед основными свечами. Общее число свечей, используемых на Хануку — 44.
Есть рассказ о том, как жили себе люди в одном обычном районе. Специальный головной убор - кипу - не носили, на дверях символические капсулы с молитвами - мезузы - не вешали, в общем ничем не отличались от других жителей. Приближался праздник Хануки. И вот в одном из таких домов решили зажечь ханукию. Но вот незадача: её нужно поставить на видном месте. Начался спор, куда её ставить. Отец утверждал, что он где-то читал, что можно поставить Ханукию на стул (так чтобы она была и на видном месте, но вместе с тем с улицы её не было видно), мать же упорно не соглашалась, настаивая на том, что она должна непременно висеть с левой стороны от входной двери. После долгих споров было решено повесить её на дверь. Какого же было удивление, когда вдруг в доме напротив они увидели точно такой же светильник. А затем ещё и ещё, и вот уже вся округа сияет.
Время зажжения также выбрано не случайно, первый светильник стоит зажечь, когда на небе загорается первая звезда, но даже если время упущено и небо уже усеяно звездами, а светильник не горит, можно зажечь его в любой момент ночи, пока семейство не улеглось спать. Если ханукальные светильники удалось зажечь до наступления утра, то в этот же день больше зажигать не нужно. До тех пор, пока светильник (ханукию) не зажгли, следует держаться определенного поста – ни в коем случае не притрагиваться к алкоголю и еде. С момента зажжения светильника должно пройти не менее 30 минут.
Интересные факты
Хотя Ханука - это иудейский праздник, его «отзвуки» можно обнаружить и в христианстве. Так, в православных храмах так же есть традиция зажигать семисвечник, который так же восходит к ветхозаветному символу света.
Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе. Но постепенно при формировании алтаря по на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре. Предлогом для этого установления были, в частности, апокалиптические видения святого Иоанна Богослова, который гласил: «…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…» «…и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице Своей семь звёзд… Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей».
Число семь фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия.
В общем случае семисвечник понимается как символ Духа Божьего, дающего семь даров Премудрости из одного источника. Позже семисвечнику стали приписывать символику семи церковных Таинств.