8 января, сразу после светлого праздника Рождества Христова, православные христиане отмечают Собор Пресвятой Богородицы. Несмотря на тот факт, что он идет после такого крупного события, как Рождество, этот праздник считается не менее важным и значимым. Верующие прославляют ту, которая даровала миру Спасителя, и поют в ее честь хвалебные песни. Корреспондент «АиФ Оренбург» узнал историю происхождения праздника и его обычаи.
«…каяждо благодарение Тебе приносит…»
Корнями праздник Собор Пресвятой Богородицы уходит в древние времена. Восхваление родившей Иисуса Христа Богородице можно найти еще в поучениях Августина Блаженного, Епифания Кипрского и Амвросия Медиоланского. В этих трудах хвала Христу соединяется с прославлением святой Деве Марии, женщине, благодаря которой стало возможным Боговоплощение. Отсюда праздник и получил свое название - Собор. Вместе с Богоматерью православные христиане вспоминают всех тех, кто был близок к Спасителю по плоти: святого Иосифа Обручника, пророка Давида, победившего великана Голиафа, а также святого Иакова – сына от первого брака Иосифа - брата Иисуса. Именно Иаков находился в пути вместе с Марией и Богомладенцем во время из бегства в Египет.

Установление праздника Собора Пресвятой Богородицы относится к IV веку. В 79 правиле Шестого вселенского собора, состоявшегося в 680-681 годах можно обнаружить официальное указание на его празднование на следующий день после Рождества Христова.
Существует также и иконография Собора Пресвятой Богородицы, иллюстрирующая текст рождественской стихиры Иоанна Дамаскина «Что ти принесем…». Ее принято считать символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография имеет сербское происхождение и в русской традиции она стала известна с XIV века. Сидящую в центре композиции с Младенцем Иисусом на руках Богородицу окружают ангелы, пастухи и волхвы. Все четко соответствует тексту стихиры: «…каяждо благодарение Тебе приносит: Ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — дивление». Также на иконе принято изображать лики Отцов Церкви и православных гимнографов, славящих Божью Матерь.
Кто тут главный на селе?
Во времена языческой Руси в этот день праздновали так называемые бабьи каши или же День повитух. Кроме повивальных бабок славили так же и рожениц. В этот день матери вместе со своими детьми и подарками шли благодарить самую главную женщину в поселении – повитуху. Именно благодаря им многие из малышей появлялись на свет. Те в своих домах угощали гостей кашей. Отсюда и пошло название праздника. До прихода христианства на русскую землю люди поклонялись пантеону богов. У женщин, беременных и рожениц была своя покровительница – богиня Макошь. С христианизацией ее культ претерпел изменения, а образ богини слился с образом Богоматери, которой женщины в этот день приносили в дар пироги.
Прозвище повивальных бабок женщины получали потому что помогали роженице правильно «свить» младенца пеленками, чтобы тот не вырывался из пеленок и был спокоен во сне. Повитухи же помогали по части женских и материнских забот. В народе даже ходили пословицы: «Бабка походит — всему делу пособит».
Обычай этого дня хорошо отражен в другой поговорке: «В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит». Бабьи каши имеют и «природные» приметы. Люди верили, что если поутру щебечут синички – значит быть к вечеру морозу, если же кричат вороны – ожидай снегопадов и метелей. Подрумянившаяся в печи каша так же предвещала обильный снег. Если же в этот день погода стояла ясная – жди, крестьянин, урожая проса.
Именно со дня Бабьих каш начинались и девичьи гадания, длящиеся аж до самого Крещения. Гадали тогда либо при дружном пении, либо, наоборот, в полной тишине. Самыми актуальными темами были свадьба, урожай и смерть. С годами мистическая суть гаданий почти исчезла и в наши дни девушки ради развлечения гадают «на суженого».
Отметим, что в древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы упоминается как «Родильные дары». Скорее всего, это название связано с дарами, принесенными младенцу Иисусу от волхвов.
Вознося своим молитвы в этот день к Пресвятой Богородицы, стоит просить ее о даровании мудрости, смирения, духовной чистоты помыслов и мужества. Именно этих качества нам порою так не хватает в нашей жизни. С праздником вас!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть