Скоро в школу: стоит ли давать ребенку гаджет?
Накануне 1 сентября родители часто задаются вопросами, как контролировать время, проведенное ребенком за компьютером и смартфоном и как соблюсти баланс, оставаясь со школьником на связи и в то же время разумно ограничивая его общение с гаджетами. Подборку советов для читателей «АиФ-Оренбург» подготовила детский психолог клиники МЕДСИ Инна Мальцева.
Нужен ли ребенку гаджет?
Обойтись сегодня без гаджетов невозможно: они прочно вошли в нашу жизнь. По большому счету, у детей те же потребности, что и у взрослых: компьютеры и смартфоны позволяют общаться и получать информацию, а также развлекаться и самоутверждаться среди сверстников. Пусть даже выкладывая ролики на TikTok.
С какого возраста можно пользоваться гаджетом?
Не стоит превращать гаджет в няню, позволяя ребенку часами смотреть мультики и заниматься в это время своими делами. Нужно помнить, что чрезмерное использование гаджетов детей не успокаивает, а, напротив, делает более возбужденными и даже агрессивными: так мозг реагирует на визуальный раздражитель.
Если же говорить о школьнике, даже первокласснике – то к этому возрасту у ребенка точно должно появиться первое собственное устройство для связи. Это, во-первых, полезно самим родителям: ребенок всегда на связи и может сообщить, если что-то случится. Да и ребенок более спокоен, зная, что родителям можно позвонить в любой момент. Кроме того, обладание собственным гаджетом развивает «взрослость» и самостоятельность: ребенок привыкает следить за тем, что смартфон или часы не разрядились или не потерялись, чувствует себя более ответственным и уверенным в себе.
Кстати, первый гаджет должен быть простым, чтобы ребенок быстро освоился с ним. Достаточно самого базового набора функций. Дорогие устройства ученику начальных классов вряд ли пригодятся.
Может ли смартфон навредить ребенку?
Контроль времени, проведенного за гаджетом, — это необходимость и обязанность родителей. Поэтому им следует научить ребенка взаимодействовать со смартфоном таким образом, чтобы не переходить грань, когда реальный мир замещается виртуальным.
Взрослый, зависая в гаджете, осознает, что пытается отдохнуть, отвлечься, просматривая картинки или смешные видео в Instagram. Ребенок же сам не в состоянии понять, почему он не может отказаться от телефона. И, если не установить правила пользования гаджетом, у него может сформироваться зависимость. А уже отсюда — тревожность из-за страха лишиться телефона, непонимание, чем себя занять, трудности в общении со сверстниками.
Но важно не запрещать гаджеты, а выработать чувство меры при пользовании ими. И здесь вся ответственность на нас, взрослых, — мы должны достичь понимания с ребенком, объяснить ему, почему важно ограничивать время, проведенное с телефоном или планшетом. Например, нельзя использовать гаджеты как вознаграждение: если ты себя хорошо ведешь, получаешь больше времени на гаджеты. Так мы сами формируем у ребенка зависимость.
Как привить правильное отношение к гаджетам?
Есть два действенных метода: разъяснения и собственный пример. Пока ребенок маленький, устанавливаем правила и четко придерживаемся их, чтобы ребенок воспринимал их как само собой разумеющееся. А с 7–8 лет разъясняем, в чем риски избыточного общения с гаджетами и какие могут быть последствия. На доступном для ребенка языке нужно говорить об ответственности и опасностях так же, как мы рассказываем о неосторожном обращении с огнем, о вреде курения и наркотиков.
Сформировать правильное отношение к гаджетам трудно, если родители сами постоянно сидят в телефонах. Когда ребенок видит, что папа все вечера проводит за компьютерными играми, а мама не выпускает из рук смартфон, вряд ли он будет выполнять требования, установленные взрослыми. Правила общения с гаджетами обязательны для всей семьи.
Очень часто свой первый смартфон ребенок получает как раз к началу учебного года. Подписка «НЕТАРИФ Junior» отлично дополнит детский гаджет: услуги связи, музыка, книги – выберите то, что нужно вашему юному школьнику.