Велосипедисты Оренбурга уже не раз поднимали вопрос об инфраструктуре для своего вида спорт - областному центру остро не хватает велодорожек, но решить этот вопрос пока не получается. Однако это не повод отказываться от любимого байка. Корреспондент «АиФ Оренбург» проехала по городу и узнала, где можно покататься на велосипеде.
В черте города
Лето располагает людей к активному отдыху на улице. В эту пору мы гораздо больше гуляем и занимаемся спортом. Есть хороший способ объединить приятное с полезным - это велосипед. Здесь вам и кардиотренировка, и нагрузка на ноги и другие мышцы, и веселое время препровождение в компании или наедине с собой и дорогой под колесами.
Итак, велосипед есть, желание тоже, осталось решить, где кататься. И здесь оренбуржцы сталкиваются с проблемами. В Оренбурге очень мало мест, подходящих для правильной велопрогулки. Велосипедисту не подойдут обычные парки: в них недостаточно пространства и много людей, а по тротуарам ездить мешают пешеходы (и наоборот). Но любители покрутить педали все же находят места, где можно насладиться скоростью.
- Парк им. 50 лет СССР. Максимальный круг в нем может достигнуть примерно 2,5-3 км, сюда я также включила участки без асфальта.
Плюсы – в Степном поселке это единственный крупный парк.
Минусы – много гуляющих людей, детей, игровых зон, простых пешеходов, для ездоков на велосипеде по факту ничего не оборудовано.
- Зауральная роща. Хотя асфальтированная дорожка длиной всего 1-1,5 км, но есть очень много тропинок и проселочных дорог. Площадь парка на вскидку более 4 км2.
Плюсы – большая территория, разные виды дорог (для прогулочного велосипеда, для кросс-кантри, для бездорожья), расположение почти в центре города, красивое место.
Минусы – пешеходы на асфальтированных дорожках, удаленность от большинства районов города, велосипед, скорее всего, придется нести по ступенькам на себе, либо искать обходные пути.
- Лесопосадка, разделенная пополам проспектом Победы между ул. Березкой и ул. Транспортной. Посадка со стороны Березки по периметру достигает 4 км, со стороны Транспортной и Автомобилистов – чуть более 3-х км.
Плюсы – большая территория, испещренная тропинками разного уровня сложности, есть весьма симпатичные места, много зелени, удобно для жителей Степного поселка.
Минусы – ничего не оборудовано, мусор, местами грязь (особенно после дождя), можно наткнуться на бомжей и других асоциальных личностей, тропинки плохо подходят для негорных велосипедов и неопытных ездоков, далековато от других районов, есть риск проколоть камеру.
- Улицы Оренбурга. Езда на дорогах имеет свои сложности и опасности, неподготовленному человеку этот вариант не подойдет. Велосипедист является участником дорожного движения и должен соблюдать его правила. На дорогу можно выезжать только лицам старше 14 лет на исправном велосипеде, иметь на нем световые элементы (фонари, светоотражатели), быть заметным для водителей автомобилей (яркая одежда).
Также правилами настоятельно рекомендуется использовать защиту (шлем), одежда должна быть удобной и не мешать езде (никаких широких брюк), так же и с обувью (закрытая, шнурки убраны либо без них), на руки нужно надевать специальные перчатки для амортизации и лучшей хватки.
Поездки за город и вблизи Оренбурга
Кроме городских улиц есть еще множество дорог за пределами Оренбурга. Опытные велотуристы регулярно совершают поездки по различным маршрутам. Но необязательно уезжать далеко от города, чтобы насладиться катанием на природе. Есть отличный маршрут в сторону дач в Ростошах через овраг недалеко от перекрестка ул. Автомобилистов и Загородного шоссе, после небольшой лесопосадки открывается степная зона с проселочными дорогами. Участок между Оренбургом и рекой Сакмарой со стороны Степного поселка также годится для велопрогулки по грунтовым дорогам в окружении луговых трав и цветов. Скорее всего, рядом с каждым или почти с каждым районом города есть такие участки местности. Сложности – нужно будет преодолеть преграду в виде городских улиц и оживленных трасс. Поэтому стоит изучить правила дорожного движения. На Загородном шоссе в некоторых местах есть пешеходные переходы и светофоры.
А если нет страха перед дорогой и голова полна знаний ПДД, то можно проехаться и по самим шоссе. Плюсы – движение по прямой, мало светофоров, широкая дорога и обочина. Минусы – высокая скорость автомобилей, съезды с шоссе и выезды на него (не всегда понятно, кого и как нужно пропускать).
Как правильно передвигаться на велосипеде
В пешеходных зонах и на тротуарах скорость движения не должна быть выше 20 км/ч.
Пешеходный переход нужно переходить, а не проезжать, т.е. спуститься с велосипеда и вести его рядом с собой.
В правилах дорожного движения четко сказано: «Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов».
Допускается движение велосипедистов по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
Если отсутствует специальный выделенный участок дороги для движения велосипедов - велосипедист в первую очередь должен двигаться по правому краю проезжей части.
2. Движение по обочине разрешается в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.
3. Движение по тротуару или пешеходной дорожке разрешено, если:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Движение по тротуару или пешеходной дорожке является крайним случаем для движения по ним велосипедистов. Но помимо этих правил нужно хотя бы немного знать и ПДД для автомобилистов.
Хочется упомянуть о некоторых сложных случаях. Например, как проезжать перекресток, если нужно прижиматься к правому краю дороги? Можно слезть с велосипеда и пройти его как пешеход, а можно просто ехать прямо. Главное, на дороге, где крайняя правая полоса отводится только для поворота направо, надо перестроиться на соседнюю полосу, т.е. продолжать движение вдоль края дороги не рекомендуется.
Левый поворот на дороге с двух и более полосным движением запрещен, также нельзя поворачивать налево через трамвайные пути. Перед совершением поворота сигнал подается левой рукой – поднять ее параллельно земле – поворот налево. Поднять аналогично правую руку или левую, но согнутую в локте – поворот направо.
Можно ли объезжать припаркованные на краю дороги автомобили и автобусы на остановках? Можно, но нужно быть внимательным и следить за едущим слева транспортом, пропускать близко едущие машины. Есть еще один важный момент, велосипедист не должен обгонять автобус справа, когда тот стоит на остановке, т.к. люди выходят и заходят в него.
Уход за велосипедом и его сохранность
Велосипед, как и автомобиль, мотоцикл, скутер, как и любое транспортное средство, нуждается в техосмотре. Каждый сезон желательно отвозить своего железного коня к мастеру. Он проверит все втулки, вилку, переключатели, тормозные колодки, звездочки, цепь и прочие детали. Но нужно регулярно самому после и перед поездкой проверять исправность велосипеда. Как минимум стоит чистить цепь и смазывать ее, проверять тормоза.
Уход за велосипедом и его сохранность
Велосипед, как и автомобиль, мотоцикл, скутер, как и любое транспортное средство, нуждается в техосмотре. Каждый сезон желательно отвозить своего железного коня к мастеру. Он проверит все втулки, вилку, переключатели, тормозные колодки, звездочки, цепь и прочие детали. Но нужно регулярно самому после и перед поездкой проверять исправность велосипеда. Как минимум стоит чистить цепь и смазывать ее, проверять тормоза.
Но кроме различных поломок есть еще одна угроза для велосипеда: его могут украсть или повредить. Лучшая защита от кражи – держать свой транспорт в поле зрения или в охраняемом месте. Но, понятное дело, этот вариант не каждому подойдет. Поэтому придумали велозамки. Самый хороший – U-образный замок, чем толще и прочнее, тем лучше. Цепные замки также являются хорошим решением, его можно собрать самому – купить закаленную цепь и надежный замок. Тросовые замки менее надежны, лучше брать толстые. Существуют также и велосигнализации.
Не стоит ограничиваться одним замком, чем их больше, тем сложнее будет вору. Крепите замок к раме и одновременно к заднему колесу, также и переднее колесо другим замком. А дорогие съемные детали (например, седло) уносите с собой.
2. Оставлять велосипед в одном и том же месте опасно. В какой-то день его могут украсть. Вор заметит это постоянство и когда-нибудь придет подготовленным – с инструментами для спиливания и взламывания замков.
В общем, быть велосипедистом здорово, но важно знать ПДД, ответственно относиться к их соблюдению и тщательно следить за своим транспортным средством. Удачи на дорогах!