О перспективах рыбной ловли в Оренбуржье рассказал член рыболовного клуба «Оренфишинг» Рушат Ахметов.
Бычок вместо карася
- Рушат Рамильевич, бывалые рыбаки жалуются: рыба мельчает и исчезает. Не раз приходилось слышать, что в оренбургских водоёмах появились пираньи, которых выпускают нерадивые любители домашних аквариумов… Не они ли съедают «местных жителей»?
- Лично я их в наших озёрах и прудах не встречал. Мне кажется, тропическим рыбам сложно пройти акклиматизацию. Да, в наших водоемах пираньям есть, чем поживиться. Но состав воды и температура сильно отличаются от привычных для «жителя тропиков». У нас даже сиговые (род семейства лососевых – ред.) на Ирикле не прижились. Раньше их разводили, однако особенности нереста этого вида рыб - на мелководье в первой половине зимы - свели на нет усилия людей. На водохранилище чтобы избежать большого половодья по весне, в холодный период ведётся сброс воды, её уровень падает, и лёд давит икру сиговых. Что уж говорить о такой экзотике, как пираньи!
- Значит, перефразируя знаменитую фразу из юмористического журнала, «рыба здесь есть»?
- Когда я начинал рыбачить, а это было ещё в детстве, многие водоемы были и глубже, и больше. Сейчас они обмелели, те, которые со стоячей водой, заросли, заболотились. Да и рыба уже не та, что была раньше.
Помню, мальчишками мы ловили на озёрах карасей. Теперь на поплавок попадается в основном ротан, который в народе прозвали «бычком». Он неприхотлив, вынослив и прожорлив. Едят они примерно то же, что и караси, поэтому их он постепенно «выдавливает». Уже даже поговорка появилась: «Кричат караси про беду, коли ротан появился в пруду». В реках в последнее время жерех вытесняет голавля.
Поймал - отпусти
- Оказывается, рыбная ловля - не только хобби, но и вид спорта. Но ведь для него специальной спортивной базы не нужно. Купил удилище или сломал ивовый прут потолще, привязал леску, крючок. Выехал к водоёму, насадил червя, кашу, тесто, мотыля и принимайся за дело…
- Не секрет, что большинство людей именно так и воспринимают рыбалку. Но это уже давно не просто развлечение и хобби. Посмотрите хотя бы на «гонку вооружений» в области рыболовных снастей. Сегодня не столько рыбак реагирует на подергивание удочки и ныряние поплавка, сколько сами снасти «видят», когда рыба пробует приманку, задела за крючок, запуталась в водорослях. Те, кто ходит за карпом, вообще используют пейджер – как только зафиксирована поклевка, у рыбака раздается сигнал устройства.
Знакомые нередко крутят у виска, узнав о стоимости хорошего удилища, которая порой достигает нескольких десятков тысяч рублей. Хорошо, что многие жёны не догадываются, сколько денег тратят их мужья на рыбалку (смеется). Но, с другой стороны, разве лучше, если муж спустит деньги, к примеру, на то же пиво.
- Однако народная молва практически ставит знак равенства между рыбалкой и выпивкой. Одни анекдоты чего стоят.
- Рыбак рыбаку - рознь. Мы, рыболовы-спортсмены, никогда не превращаем рыбную ловлю в гулянку. Нас «пьянит» сам процесс. Это даже не добывание рыбы. Большую часть мы отпускаем, потому что съесть столько не в силах, даже если будут помогать все родные, друзья.
- Некоторых людей стильно возмущает факт того, что пойманную, то есть раненую рыбу отпускают. Она же погибнет…
- Это ещё одно заблуждение. Сегодняшние спортсмены живут по принципу «поймал-отпусти». Да, бывает, когда рыба берёт наживку глубоко. Но и в этом случае мы стараемся освободить её, не повредив. Я, например, пойманную рыбу даже в руки не беру: подвожу к берегу и освобождаю от крючка инструментом. Когда мы к ней прикасаемся руками, она получаем ожог, как если бы мы дотронулись до раскалённого железа.
А еще у некоторых видов, например, у судака, бывает кессонная болезнь, когда ее слишком быстро вытягиваешь из воды. Поэтому я стараюсь, если чувствую, что попалась небольшая рыба, «выкачивать» её с глубины медленно. Но порой из-за разницы давления у неё вываливается воздушный пузырь. Бывалые рыболовы советуют: проколов пузырь, подождать, когда он сдуется, и отпустить рыбу. Она выживет.
Наблюдательность в помощь
- В каждом виде спорта свои показатели победы – секунды, количество голов, покоренная высота. За чем гонятся рыбаки?
- За килограммами, а зачастую и граммами пойманной рыбы. Когда ловишь для себя, хочется выудить самый большой экземпляр. Можно полдня ходить со спиннингом и «хлестать» перспективные точки, но дождаться одной хорошей поклёвки. На соревнованиях такая тактика невозможна. Тут нужен результат: большинство соревнований в нашей стране выигрывается за счёт окуней с ладонь.
- А что делать, если спортсмен не может показать класс только потому, что не клюет?
- Оценки во многих видах спорта субъективны, например, в фигурном катании или синхронном плавании. У нас соревновательный водоём один для всех, равно как и погода - таковы правила проведения состязаний. Так что влияние биологических факторов на результаты одинаково для всех. Однажды, когда оренбургская команда участвовала в чемпионате, который проходил в Челябинской области, мы по береговому рельефу вычислили точку, где должен ловиться судак. Местные рыбаки разводили руками: «Никогда тут его не было». Конечно, нас можно было заподозрить в подлоге, если бы после второй или третьей рыбы праздношатающиеся зрители не окружили наше место: мы ловили судака одного за другим на глазах почти сотни человек. Так что рыбалка - это спорт для наблюдательных и думающих, а не только везучих.
- Что можно сказать о перспективах рыбного спорта в Оренбуржье?
- Его развитию сильно мешает отсутствие подходящих водоёмов. Такие регионы, как Самара, Татарстан, живут на воде. У них Волга, Кама с открытой береговой зоной. У нас заросший Урал и другие водоёмы, на которых можно порыбачить с друзьями, родными, небольшой компанией, но нельзя разместить около ста спортсменов. Ещё один минус - в области нет квалифицированных судей. Мы приглашаем их из соседней Челябинской области или Татарстана.