Корреспондент «АиФ Оренбург» вместе с оренбургскими кинолюбителями посетил сеанс фильма «Жизнь женщины», который стал первой кинолентой, показанной на Х фестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард».
Любителей динамичного сюжета и захватывающих событий экранизация режиссера Стефана Бризе романа Ги Де Мопассана мало удивит. Как и в литературном произведении в фильме нет быстрой смены событий, обилия диалогов, зато достоверно воссоздана монотонность жизни во французской провинции XIX века.
Жанна и ее жизнь
Юная Жанна, дочь барона, возвращается в фамильный замок после учебы в монастыре. Она полна надежд, мечтаний, ее молодость в самом расцвете. Она счастлива. И как в сказке с первого взгляда влюбляется в обаятельного разорившегося дворянина Жюльена. Молодой человек нравится всем, в искренности его чувств никто не сомневается. Пара женится. И казалось бы, ничто больше не должно омрачить жизнь девушки, никогда не должны повториться серые будни времен монастырского обучения, но вскоре после свадьбы между супругами возникает отчуждение. Жанна днями напролет смотрит в окно на осеннюю непогоду или гуляет в одиночестве, Жюльен постоянно пропадает на охоте. Холод в природе, холод в доме, холод в постели. Молодой человек скуп, невнимателен, груб. У Жанны происходит нервный срыв после того, как она застает Жюльена во время измены.
Кажется, новый смысл жизни героиня находит в новорожденном сыне. Она вновь счастлива, мало-помалу и семейный покой восстанавливается. Только чем дальше, тем больше горя, серости дней, бедности, разочарований и лжи. Жанне остается только вспоминать редкие моменты мимолетного счастья и ожидать возвращения вначале мужа, потом сына, ожидать возвращения смысла жизни.
Два часа серости
Фильм размеренно повествует о злоключениях главной героини. В нем практически нет музыкального сопровождения, кажется, что одна и та же композиция бесконечно повторяется в редких моментах, когда героина вспоминает счастливое прошлое. Персонажей мало, зато много их крупных планов, что придает реалистичность картине. Зритель как будто очень близко со стороны наблюдает за Жанной.
В фильме контрастируют сцены радостных воспоминаний и тусклых будней Жанны. Когда она счастлива, то природа благоухает, море спокойно, а бабочки порхают вокруг. Когда же наступает темная полоса в той самой жизни женщины, природа бушует вместе с внутренним миром героини. Летом и весной женщина как будто оживает, зимой и осенью вновь погружается в депрессию.
Сама Жанна не справляется с теми сложностями, которые встречаются на ее пути, возможно, из-за слабости характера или из-за рамок, которые созданы обществом того времени. Каждый раз сталкиваясь с предательством, сил на борьбу, а уж тем более, веры в ней остается все меньше. Но все не так плохо, у Жанны еще будут моменты счастья, не случайно фильм, как и книга, заканчиваются словами, что жизнь «не так хороша, да и не так уж плоха, как думается».
Сюжет фильма во много предсказуем, и в конце фильма никто из оренбургской публики слезу не пустил. Возможно, искушенного зрителя после «Анны Карениной» историей о типичной несчастной жизни женщины не удивишь, возможно, режиссер и сценарист слишком перестарались с воссозданием атмосферы романа французского классика. Все же два часа наблюдать за тоскующей Жанной не всем под силу.
В свое время роман «Жизнь» Мопассана вызвал небывалый ажиотаж среди читателей и скандал. Сам Тургенев торопил издателей с переводом романа, так ему хотелось, чтобы в России поскорее познакомились с романом. Лев Толстой считал эту книгу чуть ли не лучшим произведением французской литературы. Фильм такой интерес в обществе не вызвал.
Жаль, что перед фильмом организаторы фестиваля не объяснили, почему выбор пал именно на эту киноленту. Считается, что фильм открытия задает тон всему культурному событию и его не стоит пропускать. Хочется верить, что остальные кинокартины фестиваля действительно заденут оренбуржцев за живое.