Приз за лучшую мужскую роль международного конкурса фестиваля получил Войтек Урбаньски - исполнитель главной роли в фильме «Хармс». Чем хорош этот фильм и как он снимался, рассказывает корреспондент «АиФ Оренбург».
Перевернуть, чтобы найти
О Хармсе очень мало фильмов. Несколько документальных, аниматорский и два художественных - 2005 года и нынешний 2017 года. Возможно, это связано с тем, что «странного» поэта слишком поздно открыли и поняли. При жизни Даниила Ювачева было опубликовано все два, так сказать, «взрослых» произведения. Свет тогда увидели только стихотворения для детей в журнале «Чиж и Еж». Режиссер Иван Болотников уверен, Хармс ближе нынешнему поколению, он современен. Видимо, поэтому в его фильме картины Ленинграда меняются современными петербуржскими пейзажами. А в конце Даниил Иванович со свойственными ему «породой» (он был единственный дворянин в творческой группе ОБЭРИУтов и даже умел управляться ножом и вилкой) и самодостаточностью, раскуривая трубку, идет по улочке сегодняшнего города, наполненной петербуржцами. Он жив.
Хармс среди нас, во многом благодаря Якову Друскину, спасшему его рукописи. С этого и начинается фильм. Друг семьи пришел в побитый бомбежкой, опустошенный и лишенный духа хозяина дом. Он находит лишь протокол обыска и бумаги дорогого друга Дани. Друскин спасает архив в блокадном Ленинграде. Не известно, жив ли тогда был Хармс или уже умер в психиатрической больницы тюрьмы «Кресты». Хармса обвинили распространении листовок, в которых он якобы утвержал скорую победу Германии в войне и обещал при возможности стрелять в своих, а не немцев. Какая война? Это не для него. По фильму, он уклонился от службы, сыграв перед врачом сумасшедшего. Даниил - другой человек. Не всякий патриотизм в зеленом.
Даниил по-своему любил мир вокруг. Интересный диалог происходит с отцом Иваном Павловичем, которого, кстати, сыграл кардиолог, врач Мариинской больницы Андрей Жуков. Отец, в молодости революционер-народоволец, по покушению на убийство императора был несколько лет в заточении в столице, где стал глубоко верующим человеком, затем около 10 лет провел в ссылке на Сахалине. Там он стал духовным писателем. Он общался с Толстым, Чеховым, Волошиным. Иван Павлович упрекал сына за то, что он все обессмысливает: ты не Бог, Даня. Но Даня понимал, что он не Бог, он любил сотворенное, но искал его истинный смысл, а чтобы его найти, нужно было все перевернуть, сотворить каламбур.
Биография с ошибкой
Болотникову удалось передать темперамент и дух Хармса.
«Это даже не биография. Или же биография с ошибкой, с большой долей упрощения, фантазии. У меня с ним своя давнишняя история. Когда мне было лет шесть, я прочел стихотворение «Иван Тапорыжкин». Странное произведение, а детям такие вещи запоминаются», - поделился на премьере фильма в Оренбурге режиссер Иван Болотников.
Лица кино. Закрытие кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард» | Фотогалерея
Фильм не показывает подлинную историю жизни поэта. Здесь представлены в небольшом промежутке времени события десятилетия и чуть больше из жизни Ювачева. Кажется, время здесь вообще стирается, на часах нет стрелок. Видимо, главной задачей стало показать человека в его личном мире, фантазиях и смыслах.
В одном из интервью Болотников признался: «Я прочел все, что возможно, о Хармсе, но все равно получил только дырку от бублика. Что-то в нем не поддается пониманию. Я могу вам рассказать, что я делал, но то, какой был Хармс — это вопрос без ответа. Да, я снял кино про Хармса, а так и не могу ответить, кто же такой Хармс. Но для себя я нашел решение. В моем фильме Хармс — это современный человек, он — это сегодняшние мы. То, что тогда казалось странным для наших современников, не было бы странным для Европы. В Европе Хармс вполне бы совпал бы с другими, не выделялся бы так сильно внешне. Сейчас он не выделялся бы среди нас. Мне кажется, что все, что происходит с ним, все наши вопросы, догадки, дискуссии — это про нас сегодняшних. Мне хочется попробовать один прием — показать единство времени. Время — оно едино: мы, например, сейчас с вами сидим, разговариваем в кафе, а параллельно где-то начинается война, параллельно начинается блокада или параллельно погибает Хармс. У Хармса есть образ старухи с часами без стрелок — время неделимо, целостно, сна или яви не существует».
«Фильм должен будоражить, волновать. С первого раза может быть будут не понятным какие-то вещи, но потом вы как будто проснетесь. Возможно, он не для всех. Фильм постепенно занимает свое место. Это заслуга потрясающего коллектива», - делится режиссер.
Команда получилась интернациональной. Главную роль исполнил польский театральный режиссер Войтек Урбаньски. Первоначально Болотников собирался пригласить известного актера.
«У меня был один известный актер из очень родовитой актерской семьи. У него полыхнул талант гибельного свойства. Его образ получился бы тоже интересным, это был бы такой русский Хармс, такая неудавшаяся жизнь. Но меня Бог от него спас. Были такие тяжелейшие съемки. Ведь мы работали с настоящими предметами из прошлого. Как мы не терли эту ванну, никак не оттиралась. Все, что могли сделать, сделали. Я уверен с этим актером, мои съемки закончились бы в первый день. А Войтек просто разделся и лег. Хотя первоначальные пробы не удались. Но после одной сцены группа его приняла и зауважала, особенно женщины. Я выбирал актера так, чтобы он нравился женщинам. Женщину не проведешь. А Войтек - герой», - сказал Болотников.
Войтек пошел на все. Ему поменяли форму черепа, выбривали и пересаживали брови, сделали прическу фараона.
Вторую жену Хармса Марину Малич и Якова Друскина сыграли литовские актеры Аисти Диржюте и Дариус Гумаускас, а первую жену Эстер Русакову - полька Юстина Вонщик. Художником постановщиком стал Владимир Святозаров – народный художник РФ и лауреат Государственной премии РФ (скончался в июне после болезни), работал над «Асей», «Собачьим сердцем», «Пацанами» и другими картинами. Фильм сняли на Ленфильме в 2015 году за 22 съемочных дня. Владимир Святозаров и Марина Николаева построили декорацию квартиры Хармса, двора и подъезда и редакции журналов «Чиж» и «Еж».
Китайцы оценили
Картину сняли на деньги Министерства культуры РФ и европейского фонда совместного кинопроизводства «Евримаж». Иван Болотников стал первым российским дебютантом этого фонда. Деньги, полученные из «Евримажа», покрыли половину бюджета картины.
Премьера фильма состоялась в июне на Шанхайском международном кинофестивале. Картина получила два «Золотых кубка»: «За лучший сценарий» (Иван Болотников/Сергей Соловьев) и «Лучшая операторская работа» (Шандор Беркеши). В Китае купили права на фильм, «Хармс» будет в прокате.
«Мое ощущение, что у китайцев в подкорке визуальная часть очень сильно развита. Они смотрят и оценивают это по-своему, с художественной точки зрения. Я считаю, что одно из достоинств фильма, как раз-таки, что он художественен. Об этом здесь забыли все и уже ничего такого не снимают. Кино какое-то событийное», - отметил Болотников.
Открытие X юбилейного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард» | Фотогалерея
Действительно, фильм очень колоритный. К тому же тут и там на пути у Хармса встречаются герои его стихов и прозы: вылетающие из окон старухи и гражданин Кузнецов, на которого сваливаются кирпичи… Поэт словно подсматривает, что творится вокруг и записывает на листочках. Тем, кто знаком с Хармсом, будет приятно прочитать его строки в фильме, они тут начинают жить по-новому, юмор автора уже не кажется таким уж странным, но, напротив, ясным. Фильм помогает раскрыть «непонятного» поэта. Как часто слава приходит к художникам поздно, их творения переживают собственную жизнь и будто оказываются на своем месте спустя десятилетия. Хармс не сдался, не перестал писать в стол, не предал себя, когда его стихи не брались печатать, и он не мог отдать долги и радовался приплывшим в канавке деньгам.
В августе картина получила специальный приз «За высокий уровень визуально-музыкального мышления» на фестивале российского кино в Выборге «Окно в Европу».
В мир Хармса с головой затягивает музыкальное оформление фильма. Вы услышите рок и симфоническую музыку. Македонский симфонический оркестр исполнил специально написанную президентом Ассоциации композиторов Македонии Сони Петровски для фильма симфонию «Хармс».
Фильм будет не только в российском и как мы уже сказали, в китайском прокате, но и на экранах Македонии, Балканских стран, Прибалтики.
Иван Болотников верит: «У этого фильма есть будущее. Я надеюсь, что фильм не затеряется. Потому что Хармс жив».